double arrow

Из истории психологии как науки

ВВЕДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Название этой науки произошло от слияния двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание… смысл, наука).

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Великий философ выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Из истории психологии как науки

Периоды развития психологии Предмет психологии как науки Основные закономерности
I период (более 2000 лет назад) Наука о душе Все непонятные явления в жизни человека пытались объяснить наличием души.
II период (возникает в ХVII веке) Наука о сознании Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
III период (возникает в ХХ веке) Наука о поведении Исследования поведения человека, преимущественно его двигательных реакций. Побуждения же, мысли и чувства человека не изучались.
IV период Наука, изучающая факты, закономернос-ти и механизмы психики Психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития и классифицирующихся по: - психологическим особенностям конкретной деятельности, развития, отношения человека (как субъекта развития и деятельности); - к обществу (в котором осуществляется это развитие и деятельность).

В системе наук психологии отводится особое место.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». А психика человека, носителем которого является человеческий мозг, - это самая высокоорганизованная материя, известная сегодня.

Во-вторых, психология является наукой, в которой сливаются воедино объект и субъект познания. Процесс познания внешнего мира идет параллельно с познанием самого себя, своего места в этом мире.

В-третьих, познавая себя, человек и человечество изменяет себя. Следовательно, психология – наука, конструирующая и созидающая человека.

За недолгую историю (1879 г.; В. Вунд; Лейнциг) существования психология как самостоятельная наука по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни не имеет результатов физики или химии, но ее явления неизмеримо превосходят любые другие по сложности и возможности познания.

Как и всякая наука психология имеет свой предмет.

Таким предметом для психологии являются закономерные связи субъекта с окружающим миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивы, побуждающие действовать, сами действия, собственные переживания, переживания своих отношений с другими людьми, свойства личности как носителя этой системы.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную и развивающуюся систему научных дисциплин, связанных с различными областями практики. Если принять за основу классификации психологических наук психологические аспекты:

1. отношения субъекта к обществу,

2. развития,

3. видов деятельности,

то классификация с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества позволяет выделить ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная психология, которая изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных группах.

Исходя из психологических аспектов развития, выделяют возрастную психологию (детская, подростковая, юношеская, психологии взрослого человека, геронтология). Психологию аномального развития (патопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология), сравнительную психологию.

Из психологических аспектов деятельности можно выделить психологию труда и целый ряд самостоятельных, но и тесно связанных друг с другом отраслей психологической науки, таких как педагогическая, медицинская, юридическая, инженерная, военная, психология искусства, психология научного творчества и множество других.

Когда какая-либо отрасль науки накапливает достаточное количество материалов, она, как правило, выделяется сначала в отдельный раздел, а затем, с дальнейшим развитием, и в самостоятельную науку. Такой эволюционный путь от раздела «Психологии искусства» до очень молодой, но уже достаточно самостоятельной «Музыкальной психологии» прошла и наука, с которой вы начинаете знакомство сегодня.

Цель курса музыкальной психологии – дать будущим композиторам, исполнителям, музыковедам, педагогам, руководителям музыкальных коллективов знания механизмов психической деятельности человека, психологических закономерностей процессов восприятия, творчества, умения развивать музыкальные способности и др.

Музыкальная психология как наука зародилась в недрах философии. Античные мыслители, размышляя об общих законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни. Так, греческий философ Платон утверждал, что могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Отход от скромной и стыдливой музыки ведет к разрушению нравов. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало, поскольку музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим.

У античных авторов мы находим множество свидетельств о воздействии музыки на психическое состояние человека. Древнегреческий герой Ахилл пением и игрой на лире смирял приступы своей ярости. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц.

Собственно появление музыкальной психологии связано с выходом труда немецкого естествоиспытателя Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», в котором анализируются не только механизмы музыкального слуха, но и некоторые закономерности исторической эволюции ладогармонической системы, музыкального мышления.

Г. Гельмгольц ответил на многие научно-практические вопросы, связанные с проблемами восприятия, творчества, диагностики способностей, которые дали толчок развитию почти всех направлений музыкальной психологии.

Потребностями теоретического обобщения художественных и психологических законов музыкального слуха и музыкального мышления была детерминирована научная деятельность музыковеда Г. Римана, на которого огромное влияние оказал эмпиризм Г. Гельмгольца. Рационалистическая направленность теоретического мышления Г. Римана заставила его искать объективные законы музыкального искусства в связи с отношением его к окружающей действительности. Уже в ранних работах он пытался обнаружить параллели между теоретической базой музыкального творчества и достижениями психологии, акустики, физиологии. В поздних же работах он стремится к созданию такой теории, которая бы отражала «надстилевую логику музыкального мышления», опираясь не только на историческое и теоретическое музыкознание, но и в широкой степени на философию и психологию. Хотя рационализм в теоретическом музыкознании, который представлял Г. Риман, был так же односторонен, как и эмпиризм, именно в рамках этого направления сформировалась первая целостная система научных музыкально-теоретических представлений, которая синкретически включала достижения психологии и воплотила остро выраженную потребность в психологическом обобщении многих закономерностей музыкального искусства и музыкальной практики.

В изучение музыкальных явлений большой вклад внес немецкий исследователь К. Штумпф, который заложил основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука. Сущность этой концепции заключается в том, что с изменением одного физического признака звука – частоты его колебаний – изменяются одновременно два психологических признака звука - его тембр и высота. Эти идеи были развиты затем в трудах М.Майера, Г. Ревеша, В. Кёлера.

Сначала музыкальная психология развивалась в рамках изучения тех ощущений, которые доставляют слуху простые тоны. Отсюда ее название - «тонпсихология» как наука о звуках, не имеющих частичных тонов. Тонпсихология развивалась в рамках идей атомизма, где приоритет имели простые формы психических процессов.

На смену идеям атомизма в 20-х годах ХХ столетия пришли принципы целостности восприятия, развиваемые гештальтпсихологией. В основе этого направления лежало представление о том, что главным в восприятии объекта являются не отдельные ощущения, а восприятие, синтезирующее все частные отражения во всей их полноте.

Подлинно музыкально-психологический подход к анализу музыкальных явлений осуществил швейцарский музыковед Э. Курт. Вскрыв психологическую специфику процесса целостного музыкального восприятия и переживания, Э. Курт разработал такие понятия, как «константность восприятия» и его «пространственные компоненты».

Немецкий исследователь А. Веллек еще более глубоко раскрыл содержание предмета музыкальной психологии как раздела психологии культуры в отличие от тонпсихологии как специального ответвления психологии ощущений. Музыкальной психологии он отводит центральное место в системе музыкознания.

Развивая идеи Курта, Веллек сформулировал «закон парсиномии», согласно которому слышимое в данный момент является результирующей составляющей обобщения предыдущего и прогноза последующего звучания.

А. Веллек и другие представители гештальтпсихологии обогатили музыкальную науку представлениями о целостности, образности, структурной организованности, константности.

Глубокое взаимодействие музыки и психологии является основой работ Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского.

Б.М. Теплов вскрыл психологическую природу музыкального переживания, качественно проанализировал структуру музыкальности. Под его руководством были организованы широкие исследования различных видов музыкальной деятельности.

Используя новейшие достижения отечественной психологии, Е.В.Назайкинский блестяще проанализировал психологические механизмы музыкального слуха, восприятия пространственно-временных характеристик музыки, драматургии произведения, выявил уровни, историко-культурные и социально-психологические типы музыкально-психологических знаний для анализа логики и поэтики музыкальной композиции. На основе структурно-системного подхода им рассматриваются триады музыковедческих категорий, имеющих психологический подтекст: этос - пафос-логос, эпос – лирика – драма, вертикаль – глубина – горизонталь, пространство – действие – время.

Новаторски проанализировал коммуникативную природу музыки в связи с ее направленностью на слушателя В.В. Медушевский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: