Применяемые для сбора первичной информации

Основной метод Его формы Его разновидности
Наблюдение 1. Внешнее (объективное). 2. Внутреннее (самонаблюдение или интроспекция) 1. Свободное (не имеет определенной программы). 2. Стандартизованное (по определенной программе). 3. Включенное (личное участие исследователя в процессе, который он изучает). 4. Стороннее (не предполагает личного участия исследователя в процессе, который он изучает).
Опрос 1. Устный (беседа). 2. Письменный (анкета). 1. Свободный (перечень вопросов и возможных ответов не ограничен). 2. Стандартизованный (вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее).
Тесты 1. Тест–опросник 2. Тест-задание 3. Проективный  
Эксперимент 1. Естественный (в условиях, приближенных к жизни). 2. Лабораторный (в искусственных условиях).  

В музыкальной психологии видоизменяются и модифицируются общепсихологические методы исследования, а также используются специальные методики, применяемые только в прикладных целях. Таковы, например, методики экспонирования музыкального материала с изменением, прерыванием звучания Ф. Зандера, В. Пробста, методика предъявления музыки с помехами М. Видора, П. Лампартера, методики восприятия и оценки незаконченной музыкальной мысли, фальшивой гармонизации С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и др.

Огромное количество специальных музыкально-психологических методов было разработано в рамках тестологического направления. Многие оригинальные музыкально-психологические тесты предназначены для диагностики не только отдельных способностей, но и их специфических системных координаций, например, «слышание глазами» или «видение нотного текста слышимой музыки».

В одном из тестов американского ученого Р. Колвелла испытуемый, слушая музыку с интонационными и ритмическими ошибками в звучании, должен отметить их в нотах. Подобная методика «конфликтного» предъявления зрительно-слуховой музыкальной информации успешно применяется не только для диагностики слуховых навыков, как в тесте

Р. Колвелла или В. Стародубровского, но и для оценки уровня развития слухового внимания, выявления типа музыкальной памяти (А.Б. Зелинский), направленности процесса музыкального переживания и др.

Разработаны и приводятся далее тесты на выявление отношения к конкретной музыкальной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом психологии как науки?

2. Дайте краткие сведения из истории музыкальной психологии.

3. Какие методы психологических исследований вы знаете?

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Общее понятие о психике и психологии.

2. Строение нервной системы.

Рекомендуемая литература

1. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960

2. Шестаков В.Г. От этоса к аффекту. - М., 1975

3. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения - М., 1966

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - П., 1999

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2т. - М., 1992

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997

7. Сабуров А.С. Психология. – К., 1996

8. Галузинський В.М., Євтух М.Б. Основи педагогіки та психології вищої школи в Україні. – К., 1995

9. Щёкин Г.В. Основа психологических знаний. - К., 1999


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: