Методика обработки результатов приводится в конце теста.
За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:
1. – так не бывает;
2. – пожалуй, неверно;
3. – может быть;
4. – наверное, да;
5. – уверен, что да.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
1. Умение ставить ясные цели и задачи:
А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;
Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;
В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.
2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:
А - выполняю планы отдельных домашних заданий;
Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;
В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.
3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:
А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;
Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;
|
|
В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.
НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО
4. Умение длительно добиваться намеченной цели:
А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;
Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;
В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.
5. Умение превозмогать негативные настроения:
А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;
Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;
В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.
6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:
А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;
Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;
В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ
7. Умение своевременно принимать ответственные решения:
А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;
Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;
В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).
|
|
8. Умение подавлять чувство страха:
А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);
Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;
В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).
9. Умение безотказно выполнять принятые решения:
А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;
Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;
В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.
ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ
10. Умение сохранять ясность мысли:
А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;
Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;
В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.
11. Умение владеть своими чувствами:
А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;
Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);
В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.
12. Умение управлять своими действиями:
А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;
Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;
В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ
13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:
А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;
Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);
В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.
14. Умение проявлять личный почин и новаторство:
А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;
Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;
В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.
15. Умение проявлять находчивость и сообразительность.
А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);
Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;
В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).
Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:
|
|
36 – 45 баллов - высокий уровень;
26 – 35 - средний;
15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:
Волевые качества Волевые умения Оценки признаков
волевых умений
1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая
и задачи 3 5 4 12
2. Планомерно 4 3 2 9
осуществлять
деятельность
3. Подчинять себя 5 5 5 15
достижению поставленной
цели
____________________
ВСЕГО: 36
1. Настойчивость и 4. Длительно добиваться
упорство намеченной цели
5. Превозмогать тягостные
состояния
6. Продолжать деятельность,
несмотря на неудачи
3. Решительность и
смелость. и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные волевые качества.
2. Каковы условия воспитания волевых качеств у детей?
3. Каково значение воли в деятельности музыканта?
Вопросы для самостоятельного изучения
2. Роль самовоспитания в жизни человека.
3. Произведите анализ волевого действия на примере литературного произведения.
Рекомендуемая литература
1. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимоотношения. - К., 1989
2. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. -М., 1988
3. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1998
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997
5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976
6. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1965
7. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1985
8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994
9. Вопросы педагогики и психологии воли. Под ред. В.И. Селиванова. М. 1969
10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - К., 1971