Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности (В. Петрушин)

Методика обработки результатов приводится в конце теста.

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:

1. – так не бывает;

2. – пожалуй, неверно;

3. – может быть;

4. – наверное, да;

5. – уверен, что да.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

А - выполняю планы отдельных домашних заданий;

Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

5. Умение превозмогать негативные настроения:

А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;

Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

8. Умение подавлять чувство страха:

А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

10. Умение сохранять ясность мысли:

А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;

Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

11. Умение владеть своими чувствами:

А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

12. Умение управлять своими действиями:

А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;

Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);

В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность.

А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:

36 – 45 баллов - высокий уровень;

26 – 35 - средний;

15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые качества Волевые умения Оценки признаков

волевых умений

1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая

и задачи 3 5 4 12

2. Планомерно 4 3 2 9

осуществлять

деятельность

3. Подчинять себя 5 5 5 15

достижению поставленной

цели

____________________

ВСЕГО: 36

1. Настойчивость и 4. Длительно добиваться

упорство намеченной цели

5. Превозмогать тягостные

состояния

6. Продолжать деятельность,

несмотря на неудачи

3. Решительность и

смелость. и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные волевые качества.

2. Каковы условия воспитания волевых качеств у детей?

3. Каково значение воли в деятельности музыканта?

Вопросы для самостоятельного изучения

2. Роль самовоспитания в жизни человека.

3. Произведите анализ волевого действия на примере литературного произведения.

Рекомендуемая литература

1. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимоотношения. - К., 1989

2. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. -М., 1988

3. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1998

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997

5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976

6. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1965

7. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1985

8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994

9. Вопросы педагогики и психологии воли. Под ред. В.И. Селиванова. М. 1969

10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - К., 1971


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: