Внимание. Если человек не сосредоточится на том, что он делает, психическая деятельность не сможет протекать продуктивно

Если человек не сосредоточится на том, что он делает, психическая деятельность не сможет протекать продуктивно.

Внимание не имеет своего особого содержания; оно проявляется внутри восприятия, мышления и является стороной всех познавательных процессов сознания.

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Под направленностью следует понимать избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, в педагогическом процессе можно легко направить внимание учащихся на тот или иной предмет или действие, но трудно сохранить его в течение необходимого времени.

Сосредоточенность связана с отвлечением от постороннего.

Чем труднее задача, стоящая перед человеком, тем углубленнее будет его внимание.

Необходимо различать два основных внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное – непреднамеренное внимание, не требующее волевых усилий. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности.

Каковы же причины возникновения непроизвольного внимания?

1. Сила, интенсивность, новизна и необычность раздражителя.

2. Внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека.

3. Общая направленность личности.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание – преднамеренное, требующее волевых усилий. Поставив конкретную цель, мы добиваемся ее достижения, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно, но необходимо. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Внимание, возникающее на основе произвольного внимания, после него, было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.

Большое значение имеет этот вид внимания в педагогическом процессе.

Чтобы не поддерживать внимание учащихся волевыми усилиями длительный период, следует увлечь их, заинтересовать, чтобы они работали, не тратя попусту свои энергетические запасы.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточен- ностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности.

Некоторые исследователи выделяют внешнее и внутреннее внимание.

Внешнее внимание направлено на окружающие нас предметы и явления.

Внутреннее – направлено на собственные мысли, чувства.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость – длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Устойчивость внимания зависит от определенных условий – особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания - это степень сосредоточенности, интенсивность связи с определенным объектом или деятельностью.

Распределение внимания – способность человека совершать сразу несколько действий. Наиболее наглядный пример в деятельности музыканта –исполнение полифонического произведения.

Переключение внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий: от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью, от отношения субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на неё переключаться.

Объем – количество объектов, которые воспринимаются человеком одновременно. Объем является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Это обстоятельство необходимо учитывать в педагогическом процессе, систематизируя материал для изучения таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Различные свойства внимания – его концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем – в значительной мере независимы друг от друга: внимание, совершенное в одном отношении, может быть не таким хорошим в другом.

Каковы функции внимания?

1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

2. Способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации.

3. Обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Как же происходит развитие внимания учащихся?

Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредоточивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, тогда мы говорим о непроизвольном внимании. Такое неволевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у шестилетнего ребенка.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Однако также результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет отвлекаться и чувствовать себя несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему неинтересна или совсем не нравится.

Ребенку можно помочь в организации внимания. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ребенку напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия.

Шестилетний ребенок может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен, как должен и в какой последовательности он будет выполнять ту или иную работу. Безусловно, планирование организует внимание ребенка.

Обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается.

Важно, чтобы учитель умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. В педагогическом процессе необходимо уметь:

- использовать непроизвольное внимание;

- содействовать развитию произвольного.

Некоторые учителя стремятся занять время школьников все без остатка, что- бы его не оставалось на дурные поступки. Но не время надо занять, а силы школьника – физические, интеллектуальные, нравственные.

Незадействованные силы могут стать разрушительными. От скуки ребенок обижает других, досаждает, злится. А причина одна – отсутствие ярких впечатлений, увлекающих дел, интересного общения. Необходима занятость внимания растущего человека.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность. При этом важно, чтобы интерес и эмоциональность не были только внешними.

Существенным условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Необходимо, чтобы у учащихся возникли вопросы, на которые последующее изложение даст ответы. В связи с этим эффективным является построение, которое сначала ставит вопросы перед учащимися и лишь затем дает их разрешение.

Основу непроизвольного внимания составляют интересы, поэтому для развития этого вида внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его волевые качества. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде.

С.Л. Рубинштейн утверждает: «В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка».

Внимание и концентрация мысли является причиной успешной работы в музыкально-исполнительской деятельности.

Воспитание внимания необходимо, особенно в начале ознакомления ученика с нотным текстом. Точность в работе над текстом музыкального произведения требует сосредоточенного внимания. Иосиф Гофман подчеркивал значение точного восприятия музыкального текста. Однако у большинства музыкантов, по словам Гофмана, оно отсутствует. Причина такой неточности коренится в методе начального обучения чтению нот. Из-за торопливой работы педагога над чтением нот ученик с первых лет приучается играть небрежно. Это особенно наблюдается при игре в ансамбле, когда ученик, читая, боится отстать от педагога. Основное средство развития внимания - воспитать у учащегося привычку «прежде думать, а потом играть».

С. Савшинский пишет: «Оптимальная разовая доза работы зависит от многих факторов: от физического состояния, от свойств материала, над которым ведется работа, от усилий физических и психических, которых она требует, от ее привычности и от методики работы.

Ко всему сказанному надо добавить то, что редко учитывается, но что имеет большое значение – умение отдыхать».

Интересны в этом отношении записи в рабочих дневниках Н.К. Метнера: «Необходимо: перед началом работы как следует сосредоточиться и знать, что и как делать; прочитывать прежние записки, относящиеся к фортепианной работе; не играть механически даже упражнения, не говоря о пьесах. Всегда работать в фокусе.

- Не утомляться. Утомленному воображению плоды величайшего вдохновения ничего не говорят, и, наоборот, - свежему достаточно простого элемента, хотя бы трезвучия, для того, чтобы дать ему толчок.

- Утомление - бесчувствие. Утомление выражается главным образом в пресыщении работой и даже в бесчувствии к предмету. При первом же намеке на это состояние следует немедленно бросить занятия и уйти, ибо занятия в таком состоянии не только бессмысленны и бесплодны, но и кощунственны. Длительность перерыва должна зависеть от интенсивности этого состояния. Чем скорее захватить его - тем меньше нужен перерыв. Отсюда вывод: отдыхать понемногу, но чаще».

Как отметил В.И. Петрушин, непременным условием плодотворной работы музыканта, как и актера, должно быть использование формулы сосредоточения внимания, предложенной К.С. Станиславским: «Я добиваюсь того-то и того-то», «я хочу сделать то-то и то-то». Увлекательная и посильная задача преображает актерское действие, захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Поэтому сосредоточение на исполняемом оказывается столь необходимым в исполнительском искусстве.

Индивидуальные свойства внимания у того или иного человека зависят от особенностей нервной системы, но недостатки внимания могут быть преодолены в процессе тренинга.

Л. Баренбойм рекомендует следующие приемы тренировки внимания для музыкантов:

1. Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).

2. Дослушать извлеченный в среднем или низком регистрах фортепианный звук до его полного затухания.

3. Представить себе этот же звук внутренним слухом и «дослушать» до момента воображаемого затухания.

4. Играя (или представляя в своем воображении) медленную мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.

ТЕСТ

«Распределение и переключение внимания»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: