Основы возрастной психологии

В психическом развитии ребенок проходит ряд этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. Принято выделять следующие основные периоды развития ребенка:

- младенческий возраст (до 1 года),

- ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет),

- преддошкольный возраст (от 3 до 5 лет),

- дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет),

- младший школьный возраст (от 6-7 до 11 лет),

- подростковый возраст (от 11 до 15 лет),

- ранняя юность (от 15 до 18 лет).

Каждый возрастной период отличается особой характеристикой, он подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для наступления следующего периода. Возрастную характеристику определяют такие факторы, как изменение положения ребенка в семье и школе, новые формы его деятельности, изменение форм воспитания, а также некоторые особенности созревания его организма. Таким образом, возраст не столько биологическая, сколько социальная категория.

Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Но при этом имеют в виду, что каждый ребенок обладает и индивидуальными качествами – только ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы, характера, поведения.

Для каждого психологического свойства индивида есть свой специфический период, когда целесообразнее всего начинать его формирование. Он называется сензитивным периодом для формирования данного свойства.

Сензитивность зависит и от закономерностей органического созревания мозга, и от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: