Содержание дисциплины

Тема 1. Теория отраслевых рынков: предмет и содержание курса

Предмет и метод анализа отраслевых и рыночных структур. Становление теории отраслевых рынков (теории организации промышленности) как экономической науки. Основные понятия (фирма, отрасль, рынок, границы рынков и отраслей). Основные парадигмы. Строение - поведение - результат. Новая теория организации промышленности (теория игр, состязательные рынки).

Тема 2. Альтернативные теории фирмы

Концепция производства. Фирма как производственная функция. Формализация фирмы в неоклассической теории. Использование производственной функции для объяснения поведения фирмы. Ограничения данного подхода.

Фирма и принципы поведения: конкурентная стратегия и концепция фирмы.

Правильность гипотезы максимизации прибыли в неоклассической теории.

Последствия неопределенности. Сложности организационной структуры. Множественность управленческих целей: конфликты и компромиссы. Альтернативы максимизации прибыли.

Фирма и трансакционные затраты. Определение размеров фирмы. Влияние структуры фирмы на эффективность.

Тема 3. Строение рынков и его детерминанты

Понятие рынка. Типы рыночных границ. Типы рынков. Строение рынков и его детерминанты. Рынки и эффект масштаба. Кривые отраслевых затрат и предложение отрасли. «Рикардианские» возрастающие затраты Чистая внутренняя экономичность крупномасштабного производства. Чистая внешняя экономичность крупномасштабного производства. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм в отрасли.

Рынки и трансакционные издержки. Классификация рыночных структур.

Тема 4. Характеристика рыночных структур. Уровень концентрации производства.

Понятие концентрации и тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Кривая концентрации. Вариация размеров фирм и концентрация. Показатели вариации (дисперсия долей).

Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках. Способы описания параметров монополии и определение размеров рынка. Измерение рыночной власти. Индексы Лернера и Херфиндаля - Хиршмана, их взаимосвязь. Использование показателей концентрации и рыночной власти в антимонопольной практике.

Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, стохастические факторы, определяющие структуру рынка; воздействие политики правительств.

Взаимосвязь уровня концентрации и результатов функционирования рынка.

Тема 5. Горизонтальное взаимодействие: монополия и конкуренция

Конкуренция и соперничество. Конкуренция и монополия. Эффективность конкурентных рынков.

Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа). Максимизация прибыли монополистом.

Основные положения монополистической конкуренции. Условия максимизации прибыли фирмой на рынке.

Тема 6. Стратегическое поведение олигополии.

Общая характеристика олигополистической структуры. Однородность (дифференцированность) продукта. Немногочисленность фирм. Рыночная власть.

Формы поведения: независимость, кооперация.

Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно.

Функции реакции. Равновесие Курно. Модель дуополии Штакельберга. Лидеры и последователи. Равновесие Штакельберга. Олигополия Штакельберга с произвольным числом последователей. Модель Бертрана. Подход Эджуорта к разрешению парадокса Бертрана.

Кооперированное поведение. Различные формы сговора. Картель и его модель. «Игра по правилам».

Тема 7. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия

Открытые и тайные соглашения: проблемы соглашения по цене и его нарушения. Эвристическое ценообразование как инструмент координации. Модель картеля. Факторы, способствующие и ограничивающие образование картеля. Олигопольная координация и результаты функционирования рынка. Лидерство в ценах.

Тема 8. Рынок с доминирующей фирмой

Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.

Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и открытым входом.

Статические и динамические стратегии ограничения входа. Стратегии сдерживания конкурентов до и после входа. Проконкурентная политика в отношении доминирующих фирм.

Тема 9. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

Понятие барьеров для входа фирм в отрасль. Классификация отраслевых барьеров. Измерение уровня барьеров. Уровень барьеров как важный определитель структуры рынков. Подходы к понятию входных барьеров (Дж. Бэйн, Дж. Стиглер). Классификация бизнес - стратегий. Нестратегические барьеры. Стратегические барьеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: