Тема 1. Теория отраслевых рынков: предмет и содержание курса
Предмет и метод анализа отраслевых и рыночных структур. Становление теории отраслевых рынков (теории организации промышленности) как экономической науки. Основные понятия (фирма, отрасль, рынок, границы рынков и отраслей). Основные парадигмы. Строение - поведение - результат. Новая теория организации промышленности (теория игр, состязательные рынки).
Тема 2. Альтернативные теории фирмы
Концепция производства. Фирма как производственная функция. Формализация фирмы в неоклассической теории. Использование производственной функции для объяснения поведения фирмы. Ограничения данного подхода.
Фирма и принципы поведения: конкурентная стратегия и концепция фирмы.
Правильность гипотезы максимизации прибыли в неоклассической теории.
Последствия неопределенности. Сложности организационной структуры. Множественность управленческих целей: конфликты и компромиссы. Альтернативы максимизации прибыли.
Фирма и трансакционные затраты. Определение размеров фирмы. Влияние структуры фирмы на эффективность.
|
|
Тема 3. Строение рынков и его детерминанты
Понятие рынка. Типы рыночных границ. Типы рынков. Строение рынков и его детерминанты. Рынки и эффект масштаба. Кривые отраслевых затрат и предложение отрасли. «Рикардианские» возрастающие затраты Чистая внутренняя экономичность крупномасштабного производства. Чистая внешняя экономичность крупномасштабного производства. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм в отрасли.
Рынки и трансакционные издержки. Классификация рыночных структур.
Тема 4. Характеристика рыночных структур. Уровень концентрации производства.
Понятие концентрации и тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Кривая концентрации. Вариация размеров фирм и концентрация. Показатели вариации (дисперсия долей).
Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках. Способы описания параметров монополии и определение размеров рынка. Измерение рыночной власти. Индексы Лернера и Херфиндаля - Хиршмана, их взаимосвязь. Использование показателей концентрации и рыночной власти в антимонопольной практике.
Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, стохастические факторы, определяющие структуру рынка; воздействие политики правительств.
Взаимосвязь уровня концентрации и результатов функционирования рынка.
Тема 5. Горизонтальное взаимодействие: монополия и конкуренция
Конкуренция и соперничество. Конкуренция и монополия. Эффективность конкурентных рынков.
Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа). Максимизация прибыли монополистом.
|
|
Основные положения монополистической конкуренции. Условия максимизации прибыли фирмой на рынке.
Тема 6. Стратегическое поведение олигополии.
Общая характеристика олигополистической структуры. Однородность (дифференцированность) продукта. Немногочисленность фирм. Рыночная власть.
Формы поведения: независимость, кооперация.
Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно.
Функции реакции. Равновесие Курно. Модель дуополии Штакельберга. Лидеры и последователи. Равновесие Штакельберга. Олигополия Штакельберга с произвольным числом последователей. Модель Бертрана. Подход Эджуорта к разрешению парадокса Бертрана.
Кооперированное поведение. Различные формы сговора. Картель и его модель. «Игра по правилам».
Тема 7. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия
Открытые и тайные соглашения: проблемы соглашения по цене и его нарушения. Эвристическое ценообразование как инструмент координации. Модель картеля. Факторы, способствующие и ограничивающие образование картеля. Олигопольная координация и результаты функционирования рынка. Лидерство в ценах.
Тема 8. Рынок с доминирующей фирмой
Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.
Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и открытым входом.
Статические и динамические стратегии ограничения входа. Стратегии сдерживания конкурентов до и после входа. Проконкурентная политика в отношении доминирующих фирм.
Тема 9. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Понятие барьеров для входа фирм в отрасль. Классификация отраслевых барьеров. Измерение уровня барьеров. Уровень барьеров как важный определитель структуры рынков. Подходы к понятию входных барьеров (Дж. Бэйн, Дж. Стиглер). Классификация бизнес - стратегий. Нестратегические барьеры. Стратегические барьеры.