Альтернативные цели фирм

В рамках классической микроэкономической теории целью фирмы считается максимизация экономической прибыли – разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками, включая альтернативную ценность собственных ресурсов фирмы (нормальную прибыль). Однако в действительности фирмы могут ставить перед собой разные цели, в зависимости от интересов экономических агентов, контролирующих функционирование фирмы.

1) Максимизация продаж или общей выручки. Предложена В.Баумолем - Модель Баумоля. Согласно этой альтернативе, когда прибыль достигает приемлемого уровня, некоторые фирмы склонны ставить во главу угла объем выручки, а не прибыль. Они это делают потому, что рост выручки является важным показателем деятельности фирмы. Выручка от продаж отражает положительное отношение покупателей к продукции фирмы, конкурентную позицию фирмы на рынке и ее рост, а всё это свидетельствует о платежеспособности фирмы. Если объем продаж падает, то любое преимущество, которым обладает фирма, подрывается, а ее конкурентоспособность ослабевает. Тем не менее, максимизация выручки не означает, что из виду упускается прибыль. Для удовлетворения интересов акционеров и получения новых инвестиций прибыль должна быть достаточно высокой.

Рисунок 2.5. - Модель Баумоля

Сравним результаты, которые получает фирма при максимизации совокупной выручки и при максимизации прибыли. Предельная выручка фирмы, максимизирующей прибыль, равна предельным издержкам (MR=MC>0). Предельная выручка фирмы, максимизирующей общую выручку, равна нулю (MR=0). Так как функция предельной выручки является убывающей (), и поскольку в первом случае предельная выручка больше, чем во втором, то , где - выпуск при максимизации прибыли, - выпуск при максимизации совокупной выручки: объем производства при максимизации совокупной выручки всегда будет больше, чем при максимизации прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: