Понятие доминирующей фирмы

Особый тип рынка, представляющего собой гибрид монополии, олигополии и совершенной конкуренции, - это рынок, на котором действуют фирма (как правило, одна) обладающая рыночной властью, позволяющей ей оказывать определяющее влияние на условия рыночного равновесия, и некоторое число фирм-аутсайдеров, именуемых конкурентным окружением. Такой рынок отличается от монополии наличием конкурентного дополнения (фирм-аутсайдеров), от олигополии и совершенной конкуренции – несопоставимостью размеров фирм. Таким образом, основная отличительная черта данного типа рынка наличие одного участника, обладающего монопольной властью, или доминирующей фирмы. При этом (как и в случае олигополистического рынка) возможно как наличие, так и отсутствие дифференциации товара.

В российском законодательстве доминирующая фирма определяется как фирма, занимающая доминирующее положение на рынке (в отрасли), и указываются структурные условия, при которых фирма может или не может быть признана доминирующей.

«Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов».

Таким образом, доминирующее положение определяется способностью фирмы влиять на условия рыночного равновесия. Одна из причин такого положения – большой по сравнению с фирмами конкурентного окружения размер фирмы. Примерами таких рынков и фирм могут служить в США рынок автомобилей («General motors» - 46 % рынка) и рынок фототоваров («Kodak» – 65 %), в Японии рынок фототоваров («Fuji» – 65 %) и др.

Однако функциональное определение допускает более широкую трактовку структурных признаков доминирования.

Так, можно выделить три основные причины существования доминирующих фирм, связанные с конкурентными преимуществами фирмы в той или иной области.

Во-первых, это технологический фактор, обеспечивающий фирме преимущества в издержках производства по сравнению с фирмами-аутсайдерами. В частности это возможно, когда доминирующая фирма

- обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами, в том числе и управленческими (абсолютное преимущество в издержках);

- имеет широкие возможности экономии на масштабах производства (относительное преимущество в издержках);

- контролирует значимый с точки зрения используемой в отрасли технологии ресурс (вертикальная интеграция);

- в большей степени по сравнению с конкурентами способна усваивать и использовать накопленный опыт (экономия в сфере принятия решений).

Во-вторых, это преимущества в качестве товара. Более высокое качество товара определяется помимо качества продукта рекламной политикой, репутацией фирмы, приверженностью потребителей определенной торговой марке. В понятие качества товара следует также включать инновации в сфере распределения товара и форм его оплаты, как создающие дополнительную полезность.

В-третьих, в качестве доминирующей фирмы на конкурентном рынке, может выступать группа фирм заключивших картельное соглашение. В этом случае поведение данной группы может оказывать определяющее влияние на рыночное равновесие, в отличие от отдельной фирмы, являющейся ценополучателем на рынке.

При этом если технологические факторы играют важную роль на рынках недифференцированных продуктов, то качество товара только в условиях рынка дифференцированных товаров. Картельное соглашение наиболее приемлемо в условиях отрасли с ограниченным масштабом производства для каждой фирмы-участницы, т.е. масштабом несопоставимым с размерами рынка и не позволяющим отдельной фирме оказывать определяющее влияние на условия рыночного равновесия.

Наличие конкурентных преимуществ определяет как степень конкуренции, так и стратегию взаимодействия на рынке (ценовая конкуренция, неценовая конкуренция).

Кроме того, понятие доминирования можно распространить и на вертикальные связи (в рамках неоинституционального подхода к исследованию рынка) как возможность решающего влияния на условия контракта.

Ниже мы остановимся на ценовой конкуренции. Неценовые же аспекты конкуренции будут рассмотрены в других темах, поскольку они имеют много общего с олигополистическими моделями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: