Спрос на продукт и предельный доход конкурентной фирмы

Любая фирма работает с целью выхода на рынок. Фирма не будет потреблять свою продукцию, она стремится с выгодой продать ее на рынке. Продать так, чтобы полученный доход не только компенсировал затраченные ресурсы, но и по возможности обеспечил получение экономической прибыли. В этом смысле вся внутрифирменная деятельность является лишь предпосылкой эффективного выхода на рынок.

Успех или неудача бизнеса зависит не только (и чаще всего не столько) от умения организовать производство, но и от тех условий, которые сложились на рынке. Часто бывает так, что идеальная организация производства и выпуск большого количества товаров с минимальными издержками не гарантирует высоко прибыльной работы, а, напротив, сопровождается значительными убытками или, даже, приводит к банкротству фирмы.

Поэтому мы начнем наше рассмотрение поведения фирмы на рынке с характеристики тех условий, которые складываются на самом рынке. Затем мы посмотрим, как фирма реагирует на эти условия, выбирая параметры своей деятельности. Мы увидим, что чаще всего от самой фирмы зависит не так уж и много. Но это немногое имеет большое значение и определяет, в конечном счете, успех или неудачу бизнеса.

Характер конкуренции и основные типы рыночной структуры в современной экономике

Условия, которые складываются на рынке и в которых протекает рыночная конкуренция принято называть структурой рынка. Фактически речь идет об основных характеристиках того или иного рынка. Такими характеристиками являются:

– количество и размеры фирм, продающих продукцию на данном рынке;

– степень сходства или различий продукции, продаваемой различными фирмами;

– условия входа на рынок новых фирм и выхода из него;

– доступность рыночной информации.

В соответствии со спецификой проявления данных характеристик на различных рынках их относят к одному из четырех типов рыночной структуры: совершенной конкуренции, монополии, олигополии или монополистической конкуренции.

Совершенная конкуренция – этотакой тип рыночной структуры, который характеризуется присутствием на рынке в качестве продавцов достаточно большого количества фирм, продажей однородной продукции, свободным входом на рынок в качестве продавца любой новой фирмы и свободным выходом из рынка любой из работающих фирм, свободным доступом к рыночной информации.

Достаточно большим количеством продавцов следует считать такое их количество, при котором ни один из них не может изменить ситуацию на рынке. Мы помним, что в соответствии с законом спроса цена может меняться по мере изменения количества продукции, предлагаемого для продажи на рынке. Однако чтобы такое изменение произошло, необходимо существенное изменение предложения. На рынке же совершенной конкуренции не одна из фирм не производит такого количества продукции, которого было бы достаточно, чтобы повлиять на рыночную цену. Поэтому долю продаж любой из фирм на конкурентном рынке нельзя считать значительной, то есть она слишком мала, чтобы оказывать какое либо заметное влияние на рыночную ситуацию. Заметим, что, как правило, бывает достаточно трудно определить, какое количество продукции, если ее дополнительно предложить для продажи, может повлиять на рыночную цену. Многое здесь зависит от конкретных обстоятельств. На местных рынках, например, зачастую, достаточно незначительной товарной интервенции, чтобы ситуация с ценами существенно изменилась. Поэтому местные рынки редко характеризуются состоянием развитой конкуренции.

На рынке совершенной конкуренции продается однородная, стандартизированная продукция. Это означает, что продукт каждой фирмы является совершенным заменителем продукта любой другой фирмы.

Кроме того, на рынке совершенной конкуренции для всех фирм, как уже работающих на данном рынке, так и только собирающихся это сделать, имеются совершенно одинаковые условия с точки зрения цен, которые они платят, или будут платить, за ресурсы, доступа к лицензиям, авторским правам и т.п. С другой стороны, фирмам не чинятся никакие препятствия при выходе с данного рынка, и они свободно могут продать ненужные им после ухода с данного рынка капитальные ресурсы.

Наконец, все покупатели и продавцы данного рынка имеют равный и свободный доступ к информации, касающейся цен на товары и ресурсы, технологии производства, характеристик продукта и т.п.

Монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет все продажи некоторого продукта, не имеющего близких заменителей. В следующей главе мы подробнее рассмотрим этот тип рыночной структуры, а также рассмотрим причины, по которым на рынке может складываться подобное положение.

Олигополия представляет собой такой тип рыночной структуры, в рамках которого относительно небольшое количество фирм осуществляют свои продажи на каком-то рынке. При этом, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную часть рыночных продаж. Специфика данного типа рыночной структуры состоит в том, что конкурирующие на рынке фирмы со значительными долями продаж должны в своих действиях учитывать последствия не только собственных действий, но и действий конкурентов. На рынке олигополии может продаваться как однородная, так и неоднородная продукция. Доступ на данный рынок может быть существенно ограниченным и относительно свободным. Кроме того, на таком рынке, как покупатели, так и продавцы не всегда имеют свободный доступ к информации. Позже мы также подробно рассмотрим данный тип рыночной структуры.

Наконец, рынок монополистической конкуренции очень похож на рынок совершенной конкуренции, с той лишь разницей, что многие продавцы предлагают к продаже на нем товары не являющиеся совершенными заменителями. Товары различных фирм, обеспечивая удовлетворение сходных потребностей, все же, отличаются друг от друга какими-то характеристиками.

Таблица 3.1. Характеристика типов рыночных структур
Тип рыночной структуры Количество и размеры фирм Характеристика продукции Условия входа на рынок и выхода из рынка Доступность рыночной информации Примеры
Совершенная конкуренция Большое количество небольших фирм Все фирмы производят однородную продукцию Нет препятствий для входа на рынок Информация равнодоступна всем фирмам Финансовые рынки, рынки с/х продуктов
Монополис-тическая конкуренция Большое количество небольших фирм Разнородная продукция Нет препятствий для входа на рынок Существуют некоторые ограничения Сфера услуг, производство прохладитель- ных напитков
Олигополия Относительно небольшое количество фирм, есть крупные фирмы Однородная или разнородная продукция Существуют препятствия для входа на рынок Существуют ограничения Производство самолетов, производство сигарет
Монополия Одна фирма Фирма производит продукт, не имеющий заменителей Непреодолимые барьеры на входе Существуют ограничения Местная телефонная кампания
 

Сказанное можно обобщить, представив для наглядности типы рыночной структуры в таблице:

Не трудно заметить, что реальные рынки редко напоминают, например, рынок совершенной конкуренции или монополии. Эти типы рыночной структуры, называемые иногда идеальными, необходимы нам для выяснения общих принципов функционирования экономики. Такие теоретические модели обладают тем преимуществом, что они свободны от, зачастую, второстепенных, несущественных деталей и поэтому позволяют ясно увидеть те ограничения, с которыми сталкивается фирма на пути реализации своих целей. Именно поэтому мы начнем рассмотрение принципов функционирования фирмы с этих, теоретических моделей. Вместе с тем, иногда реальные рынки все же отвечают требованиям совершенной конкуренции или монополии. Например, с известной долей условности в качестве примеров совершенной конкуренции можно привести рынки сельскохозяйственных, товаров, сырьевые рынки или финансовые рынки. Положение очень близкое к состоянию монополии часто наблюдается на местных рынках.

Некоторые же рынки очень похожи на те, которые мы смоделировали. Например, многие реальные рынки напоминают рынки монополистической конкуренции и олигополии. К числу рынков монополистической конкуренции относят, как правило, сферу услуг, банковский сектор, сеть предприятий общественного питания, производство одежды. Типичными олигополистическими отраслями являются автомобилестроение, самолетостроение, производство стали, алюминия и некоторые другие.

Конечно, не существует четкой границы между монополистической конкуренцией и олигополией. Вместе с тем такое разграничение, как и разграничение других типов рыночной структуры, часто имеет большое значение как для выработки стратегии поведения фирмы, так и для осуществления эффективной экономической политики. Поэтому возникает необходимость выработки показателей, характеризующих принадлежность того или иного рынка к определенным нами типам.

Считается, и не без оснований, что рыночная власть как возможность реально влиять на положение дел на рынке используется теми, кто обладает такой властью для достижения своих целей. Поскольку реально повлиять на рыночную цену путем изменения объема продаж имеет возможность только достаточно крупная фирма, фирма, обладающая значительной долей предложения, то степень превышения цены над издержками производства можно рассматривать как показатель рыночной власти. Этот принцип положен в основу расчета индекса Лернера, названного так в честь американского экономиста Абба П. Лернера, впервые предложившего такой подход. Индекс Лернера рассчитывается по следующей формуле:

,

где M – индекс рыночной власти, P – цена товара, MC – предельные издержки производства товара. Очевидно, что отсутствие разницы между ценой и предельными издержками, а такое положение, как мы увидим позже, характерно для рынка совершенной конкуренции, делает индекс Лернера равным нулю. Положительное значение этого индекса указывает на наличие рыночной власти. При этом, чем больше положительное значение индекса Лернера, тем ближе исследуемый рынок к состоянию монополии.

Однако использование индекса Лернера для диагностирования рыночной власти затруднено. Во-первых, это обусловлено проблемами с получением данных о предельных издержках. Если же вместо предельных издержек использовать средние издержки, что чаще всего и делается, то возникает проблема разграничения экономической и бухгалтерской прибыли. При этом трудно бывает учесть отраслевые различия в нормальной прибыли, обусловленные различиями в доле собственных ресурсов, используемых в производстве, а также различиями в риске экономической деятельности.

Поэтому для диагностирования рыночной власти чаще используются другие характеристики. Одной из таких характеристик является концентрация рынка, под которой понимается степень преобладания на рынке наиболее крупных фирм. В качестве показателя концентрации чаще всего используется коэффициент концентрации, как доля четырех или восьми наиболее крупных фирм в совокупном объеме рыночных продаж. Однако этот показатель не отражает различий в концентрации рынка, обусловленных очень высокой долей наиболее крупных фирм. Например, коэффициент концентрации будет одинаковым, если 97 % продаж будет принадлежать одной фирме, а еще трем по одному проценту, и если каждая из четырех фирм будет осуществлять по 25 % рыночных продаж. Но на этих рынках существовали бы совершенно разные условия конкуренции.

Отмеченный недостаток легко преодолевается с помощью индекса Герфиндаля. В основу расчета этого индекса положен принцип суммирования возведенных в квадрат долей продаж каждой фирмы:

,

где – индекс рыночной концентрации Герфиндаля, – доляпродаж i-ой фирмы, – количество фирм в отрасли.

Не трудно заметить, что индекс Герфиндаля возрастает, если увеличивается число крупных фирм в отрасли. Максимальным значением этого индекса будет 10 000 – значение, соответствующее чистой монополии. В условиях совершенной конкуренции индекс Герфиндаля стремится к нулю.

Индекс Герфиндаля используется в практике антимонопольного регулирования ряда стран. Считается, например, что если значение этого индекса превышает 1 000, то отрасль нуждается в мерах антимонопольного регулирования.

Спрос на продукт и предельный доход конкурентной фирмы

Теперь мы перейдем к рассмотрению поведения фирм на различных рынках, и начнем это рассмотрение с поведения конкурентной фирмы, т.е. фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции.

Поскольку рынок совершенной конкуренции является в значительной степени допущением, мы еще раз обратим внимание на те условия, которые необходимы для обеспечения его функционирования:

1. Продаваемые товары настолько стандартизированы и однородны по своим потребительским характеристикам, что покупателям совершенно безразлично у какой фирмы их покупать. Единственная причина, по которой они могли бы предпочесть одного продавца другому – это цена товара. Но поскольку продукция идентична, а фирм огромное количество, ни один покупатель не согласится платить кому-то больше, а, следовательно, все сделки осуществляются по цене, определенной рынком.

2. Ни один из покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену, т.к. его доля слишком мала по сравнению с общими покупками на рынке. Ровно также, ни одна фирма не в состоянии изменить рыночную цену по причине незначительной доли любой из них в совокупном объеме предложения. Незначительность доли обеспечивается тем, что экономия от масштаба исчерпывается при достаточно небольших объемах производства, если сравнивать их с объемом рыночного спроса.

3. Поскольку безвозвратные издержки отсутствуют, ресурсы легко, без существенных потерь могут быть перемещены из одной отрасли в другую. На рынке совершенной конкуренции не существует никаких других ограничений на свободу фирм входить на рынок и покидать его.

4. Каждая из фирм располагает полной информацией относительно технологии, характера изменений издержек и дохода, им хорошо известны цены на ресурсы, что позволяет быстро реагировать на изменившиеся условия. Покупатели, в свою очередь, имеют полную информацию о ценах товаров и их качестве.

Все это приводит к тому, что ни одна из фирм не рассматривает любую другую как непосредственного конкурента и поэтому совершенно не интересуется деловыми решениями других.

Рассмотренные выше ограничения означают, что конкурентная фирма вынуждена принимать те условия, которые сложились на рынке. И главное из этих условий – цена. Цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции, определяется условиями спроса и предложения на рынке в целом, что отражено на рис. 3.1. В этом смысле конкурентную фирму и называют «потребителем цены».

В таких условиях кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы приобретает форму горизонтальной линии. Это означает, что спрос на продукцию конкурентной фирмы совершенно эластичен по цене. Другими словами, фирма может продавать любое количество продукции, и это никак не отразится на цене. Каждой из фирм, работающих на конкурентном рынке, попросту не хватает производственной мощности, чтобы увеличить производство до уровня достаточного для изменения цены. Следовательно, ни одна из фирм не способна сделать товар на рынке дефицитным или избыточным.

Общая выручка фирмы или ее общий доход от продажи товаров на рынке можно определить как произведение цены и объема продаж: ,

где – совокупная выручка фирмы, – рыночная цена товара, – объем производства (продаж) фирмы. Средний доход () фирмы, т.е. доход, получаемый в среднем от продажи единицы продукции, равен цене товара:

.

В этих условиях величина среднего дохода не изменяется при изменении объема продаж, как не меняется и уровень цены. Кроме того, у фирмы, работающей на конкурентном рынке, при изменении объема продаж остается неизменным также и предельный доход (), т.е. доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы продукции, Более того, предельный доход фирмы, продающей свою продукцию в условиях совершенной конкуренции, равен цене:

.

Это связано с тем, конкурентная фирма принимает цену, сложившуюся на рынке, и никак не может повлиять на ее величину. Поэтому, какое бы количество продукции не предлагала для продажи на рынке конкурентная фирма, каждая дополнительная единица продукции будет приносить ей ровно такой же доход, как и предыдущая единица, т.е. доход равный рыночной цене товара.

Таким образом, конкурентная фирма ничего не может изменить в положении дел на рынке и потому вынуждена считаться с теми условиями, которые там сложились. Она сталкивается с совершенно эластичным спросом на свою продукцию, когда цена равна среднему доходу и равна предельному доходу. При этом цена, средний доход и предельный доход не изменяются при изменении объема продаж фирмы.

В таких условиях функция совокупного дохода фирмы линейна, ее кривая имеет положительный наклон и выходит из начала координат. Мы помним, что математически всякая совокупная величина может быть получена как интегрированная предельная величина, а предельная величина есть, напротив, производная от совокупной величины, т. е. функция предельной величины представляет собой выражение тангенса угла наклона от функции совокупной величины. Мы выяснили также, что производная функции совокупного дохода для конкурентной фирмы равна цене. Это означает, выражаясь языком математики, что цену следует считать степенью изменения совокупного дохода при изменении объема продаж на единицу. В терминах экономики это означает, что каждая проданная единица товара увеличивает совокупный доход (приносит предельный доход) на величину, равную цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: