Существует несколько основных способов проникновения на рынки, зависящие от величины и эффективности входных барьеров. При низких барьерах имеет место, как правило, вторжение в малых масштабах, а в отраслях с высокими барьерами, особенно вызванными высоким минимальным эффективным выпуском, - крупномасштабное вторжение в отрасль.
Основные стратегии вторжения в отрасль – это:
1) строительство малого предприятия;
2) строительство малого предприятия с возможностями его расширения при соответствующей конъюнктуре;
3) приобретение уже существующего предприятия.
Как правило, проникновение в отрасль с высокими барьерами происходит по третьей стратегии, однако она используется и в ситуации конкурентных рынков с низкими барьерами. Именно возможность приобретения и реализации предприятия будет определять низкую величину входных барьеров.
В случае рынка с доминирующей фирмой или олигополистического рынка при отсутствии возможности приобретения завода возможна вторая стратегия. Это, с одной стороны, уменьшает вероятность торможения при входе, а с другой – позволяет уменьшить потери в случае неудачного вторжения на рынок.
В качестве стратегий торможения вторжения в отрасль новых фирм используются:
- фиксирование цены и агрессивная политика продвижения товара в сочетании с использованием эффекта масштаба и опыта;
- расширение производственных мощностей;
- реклама;
- использование патентов товаров-заменителей и альтернативных технологий;
- «жесткая» политика;
- лимитирующее ценообразование с целью блокирования входа;
- лимитирующее ценообразование для снижения скорости вторжения;
- дифференциация продукта для занятия всех продуктовых ниш на рынке;
- предоставление только сводных показателей рентабельности без предоставления информации по каждой из продуктовых линий.
При этом наиболее используемыми стратегиями на основе эмпирических исследований признаны реклама и ограничение информации о прибылях на определенных сегментах рынка.
Контрольные вопросы темы:
1. Дайте определение барьерам входа (выхода). Какие виды барьеров Вы знаете?
2. Каким образом барьеры влияют на структуру отраслевого рынка?
3. Объясните, какое влияние оказывают барьеры на интенсивность конкурентной борьбы в отрасли?
4. С помощью каких показателей оцениваются барьеры?
Литература:
1.Шерер, Ф. М. Структура отраслевых рынков: Учебник для вузов: Пер. с англ./ Шерер Ф.М., Росс Д.; Экон. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова.-М.: ИНФРА–М, 1997.-698 с.: ил.- (Университетский учебник). – ISBN 5862255850: 69.00 ч/з № 2, учеб.аб.
2.Авдашева, Светлана Борисовна. Теория организации отраслевых рынков: Учебник/ Ин-т «Открытое о-во».- М.: Магистр, 1998.- 320 с.: ил.-23.00
3.Томпсон, Артур. Экономика фирмы: Учеб. пособие/Томпсон Артур, Формби Джон; Пер. с англ. под общ. ред. Шленова Ю.В.- М.: БИНОМ, 1998.- 540 с.: ил., таб.- ISBN5798900517: 32.00 ч/з №2, ч/з №3, науч. аб..
4.Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2002. – 240 с.
5.К. Хитер. Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.
6.Экономика отрасли: (учеб.пособие / А.С. Пелих, В.М. Джуха, А.В. Курицин и др.); Под ред. А.С. Пелиха. Ростов н/Д:Феникс, 2003. – 446 с.-«Учебники и учебное пособие».- ISBN 5222028569:72.00.






