Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)

Барьеры входа на рынок - любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем агентами.

Горизонтальная интеграция характерна для предприятий одной отрасли и происходит в форме слияний компаний или координации деятельности на рынке. Как правило, горизонтальные объединения носят цепной характер.

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Конкуренция - «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают воз­можность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Концентрация рынка подразумевает такое положение, когда несколько фирм захватывают большую часть рынка.

Коалиция - объединение предприятий по принципу сходства стратегии: одинаковые направления диверсификации продукции, число и типы каналов сбыта, качество продукции, объем и направления инвестиций, уровень постоянных издержек и динамика изменения предельных издержек.

Картель - ассоциация фирм, которые заключили явное или тайное соглашение о координации своей деятельности на рынке.

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует только один продавец определенного товара.

Минимально эф­фективный выпуск - это та­кой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек

Нестратегические барьеры - это барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию.

Отрасль - это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя однотипные технологии и ресурсы.

Отраслевой рынок - совокупность предприятий подотрасли, объединенных выпуском за­меняемых продуктов, которые конкурируют друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Олигополия - это рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.

Структура рынка - совокупность элементов, определяющих функционирование рынка; сюда входят число компаний, действующих на рынке и конкурирующих друг с другом, относительный размер этих компаний (концентрация), технологические и стоимостные показатели, условия спроса, условия предложения, а также степень открытости рынка для появления на нем новых компаний или ухода с него прежних участников.

Сознательный параллелизм имеет место, когда каждая фирма сознательно решает, без официальных переговоров и соглашения, что сотрудничество, а не соперничество с конкурентами лучше всего отвечает ее интересам.

Структурная концентрация производства является характеристикой отраслевого рынка, неизбежно возникает как важнейшая переменная при анализе экономических аргументов и условий, выражающихся в стремлении получить экономическую прибыль, снизить издержки и обеспечить лидерство в соперничестве за ресурсы и потребителя.

Трансакционные из­держки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, т.е. затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта.

Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

«Экономика отрасли» – область экономической науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать с помощью стандартных моделей микроэкономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: