Предварительная подготовка

Для того чтобы занятие прошло успешно, необходима предварительная серьезная работа студентов с литературой. С этой целью формируются группы студентов по 4 человека. Каждый студент группы готовит ответ только на один вопрос (1-ый, 2-ой, 3а и 3б), составляя при этом полный текст доклада и карточку с опорой. Для подготовки используется литература, предложенная к семинарскому занятию.

Ход занятия.

Семинар проводится в форме взаимообучения в парах сменного состава. После вступительного слова преподавателя об актуальности темы занятия и порядке его проведения начинается работа в парах сменного состава (Дьяченко В.К.), в результате чего каждый студент прорабатывает все вопросы в процессе слушания, чтения, краткого изложения с использованием опоры. Завершается работа блиц-опросом преподавателя по теме семинара. Кроме этого преподаватель может организовать обсуждение организации педагогического исследования по теме: Система дидактических игр как средство развития познавательных интересов учащихся (на примере гимназии).

Объект: развитие познавательных интересов учащихся в учебно-воспитательном процессе гимназии.

Предмет: система дидактических игр как средство развития познавательных интересов учащихся гимназии.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить систему дидактических игр, эффективную для развития познавательных интересов учащихся.

Гипотеза: дидактические игры смогут служить эффективным средством развития познавательных интересов учащихся, если:

-будут использоваться в определенной системе;

-система игр будет выстроена в соответствии с логикой;

Изучение предмета, то есть содержание игр, будет постепенно усложняться, играми будет охватываться все больший объем учебного материала;

-будет развитие мышления (от игр с конкретным содержанием к играм с более абстрактным содержанием, от простых к сложным) и деятельности (от игр, требующих узнавания и воспроизведения знаний, умений, к частично-поисковым и творческим);

-будет развитие познавательного интереса (от внешне занимательных, простых игр, требующих знания фактического материала, к играм, требующим знания закономерностей, обобщенных действий, в играх должно происходить усиление активности и увеличение доли самостоятельности учащихся).

Деятельность и взаимодействие учащихся в играх должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень мотивации.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики познавательного интереса, условия, механизм и уровни его развития, разработать критерии и диагностику уровней познавательного интереса.

2. Теоретически обосновать возможность развития познавательного интереса в условиях применения в учебном процессе системы дидактических игр.

3. Разработать систему дидактических игр и экспериментально проверить ее эффективность как средства формирования познавательных интересов учащихся гимназии.

Вопросы блиц – опроса:

1. Что вы понимаете под организацией исследовательской работы?

2. Какие основания закладываются в выбор темы?

3. Как связаны цель и задачи исследования?

4. Как соотносятся понятия объект и предмет исследования?

5. Чем определяется выбор методов исследования?

6. С какой целью применяется метод педагогического наблюдения?

7. Чем научное наблюдение отличается от житейского наблюдения?

8. Как наблюдение сочетается с другими методами?

9. Что дают исследователю опросные методы, назовите их и дайте характеристику каждого.

10. В чем заключается сущность эксперимента?

11. В чем заключается основные трудности при проведении эксперимента?

Требование к отчету по семинару: оформление доклада и опорных конспектов по каждому вопросу семинара.

Критерии оценки:

- полнота оформления доклада и опорного конспекта

-культура и грамотность оформления

-оригинальность и творчество

-правильность ответов на вопросы.

Основная литература:

  1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - М.: AcademiA, 2009.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2009.
  3. Педагогика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008.
  4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007.
  5. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика"; "Педагогика" / Н.М.Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008.
  2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009.
  3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2008.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
  5. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М.: Трикста, 2008.
  6. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008.
  7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика" / В. В. Краевский. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: