Тема 20 Метод прямого счета

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИ3ВОМ:ТВА

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ): СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Прибыль является конечным финансовым результатом предприни­мательской деятельности предприятий и в общем виде представля­ет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продук­ции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе пред­принимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает фор­му прибыли.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятель­ности обеспечивает потребности самого предприятия, его работ­ников и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.

Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем ви­дам:

© прибыль от реализации товарной продукции;

© прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетовар­ного характера;

© прибыль от реализации основных фондов и другого имуще­ства;

© прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Основными методами планирования прибыли являются:

метод прямого счета;

аналитический метод;

метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между вы­ручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вы­четом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле

П = (В´Ц) - (В ´С),

где В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акци­зов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (ПТП) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого пе­риода:

где - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, тор­говых и сбытовых скидок);

- полная себестоимость товарной продукции планируе­мого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товар­ный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой про­дукции. Прибыль на реализуемую продукцию () рассчитывается по формуле

где - планируемая выручка от реализации продукции в дей­ствующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбыто­вых скидок);

- полная себестоимость реализуемой в предстоящем пе­риоде продукции.

Так как объем реализуемой продукции предстоящего планово­го периода в натуральном выражении определяется как сумма ос­татков нереализованной продукции на начало планируемого пе­риода () и объема выпуска товарной продукции в течение пла­нируемого периода () без остатков готовой продукции, кото­рые не будут реализованы в конце периода (), то расчет пла­новой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле

,

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реа­лизуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассор­тиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль сум­мируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, нереализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­полнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влия­ние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех по­следовательных этапов:

§ определение базовой рентабельности как частного от де­ления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себе­стоимость сравнимой товарной продукции за тот же пери­од;

§ исчисление объема товарной продукции в планируемом пе­риоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли, на товарную продукцию исходя из базовой рентабель­ности;

§ учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повыше­ние ее качества и сортности, изменение ассортимента, цени т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, при­быль от реализации основных фондов и другого имущества, а так­же планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного харак­тера для капитального строительства, для капитального ремонта ит.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реа­лизации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяет­ся, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятель­ности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Кроме изложенных способов планирования прибыли - мето­дом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года опре­деляется методом прямого счета, а воздействие на плановую при­быль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помо­щью аналитического метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: