Теоретическая поддержка. Системы массового обслуживания (СМО) представляют собой структуры, содержащие одно или несколько обслуживаю­щих устройств (каналов)

Системы массового обслуживания (СМО) представляют собой структуры, содержащие одно или несколько обслуживаю­щих устройств (каналов), на вход которых в случайные мо­менты времени поступают требования для обслуживания. СМО включаетследующиеэлементы: источник требований, входящий поток требований, очередь, обслуживающее устройство (канал обслуживания), выходящий поток требований (обслуженных заявок).

СМО явля­ется предметом изучения теории массового обслуживания. Целью теории массового обслуживания является выработка рекомен­даций по рациональному построению СМО, рациональной ор­ганизации их работы и регулированию потока заявок для обес­печения высокой эффективности функционирования СМО. Для достижения этой цели ставятся задачи теории массового обслуживания, состоящие в установлении зависимостей эффек­тивности функционирования СМО от ее организации (пара­метров): характера потока заявок, числа каналов и их произво­дительности и правил работы СМО.

СМО играют важную роль во многих областях экономики, финансов, производства и быта. В качествепримеров СМО в финансово-экономи­ческой сфере можно привести системы, представляющие собой: банки различных типов, страховые организа­ции, налоговые инспекции, ау­диторские службы, различные системы связи (в том числе те­лефонные станции), погрузочно-разгрузочные комплексы (товарные станции), автозаправочные станции, различные предприятия и организации сферы обслуживания (магазины, справочные бюро, парикмахерские, билетные кассы, пункты по обмену валюты, ремонтные мастерские, больницы).

Для торговой деятельности характерны массовое поступление товаров, денег, массовое обслу­живание покупателей и т. п. В торговле возникают задачи анализа работы, например тор­гового отдела, торгового предприятия или секции, для оценки их деятельности, выявления недостатков, резервов и принятия в конеч­ном итоге мер, направленных на увеличение ее эффективности. Кроме того, возникают задачи, связанные с созданием и внедре­нием более экономичных способов выполнения операций в пределах секции, отдела, торгового предприятия, овощной базы, управления торговли и т. п. В организа­ции торговли методы теории массового обслуживания позволяют определить оптимальное количество торговых точек данного профиля, численность про­давцов, частоту завоза товаров и другие параметры.

Другим ха­рактерным примером СМО могут служить склады или базы снабженческо-сбытовых организа­ций, и задача теории массового обслуживания сводится к тому, чтобы установить оптимальное соотношение между числом по­ступающих на базу требований на обслуживание и числом об­служивающих устройств, при котором суммарные расходы на обслуживание и убытки от простоя транспорта были бы мини­мальными. Теория массового обслуживания может найти при­менение и при расчете площади складских помещений, при этом складская площадь рассматривается как обслуживающее устройство, а прибытие транспортных средств под выгрузку – как требование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: