Системы массового обслуживания (СМО) представляют собой структуры, содержащие одно или несколько обслуживающих устройств (каналов), на вход которых в случайные моменты времени поступают требования для обслуживания. СМО включаетследующиеэлементы: источник требований, входящий поток требований, очередь, обслуживающее устройство (канал обслуживания), выходящий поток требований (обслуженных заявок).
СМО является предметом изучения теории массового обслуживания. Целью теории массового обслуживания является выработка рекомендаций по рациональному построению СМО, рациональной организации их работы и регулированию потока заявок для обеспечения высокой эффективности функционирования СМО. Для достижения этой цели ставятся задачи теории массового обслуживания, состоящие в установлении зависимостей эффективности функционирования СМО от ее организации (параметров): характера потока заявок, числа каналов и их производительности и правил работы СМО.
СМО играют важную роль во многих областях экономики, финансов, производства и быта. В качествепримеров СМО в финансово-экономической сфере можно привести системы, представляющие собой: банки различных типов, страховые организации, налоговые инспекции, аудиторские службы, различные системы связи (в том числе телефонные станции), погрузочно-разгрузочные комплексы (товарные станции), автозаправочные станции, различные предприятия и организации сферы обслуживания (магазины, справочные бюро, парикмахерские, билетные кассы, пункты по обмену валюты, ремонтные мастерские, больницы).
|
|
Для торговой деятельности характерны массовое поступление товаров, денег, массовое обслуживание покупателей и т. п. В торговле возникают задачи анализа работы, например торгового отдела, торгового предприятия или секции, для оценки их деятельности, выявления недостатков, резервов и принятия в конечном итоге мер, направленных на увеличение ее эффективности. Кроме того, возникают задачи, связанные с созданием и внедрением более экономичных способов выполнения операций в пределах секции, отдела, торгового предприятия, овощной базы, управления торговли и т. п. В организации торговли методы теории массового обслуживания позволяют определить оптимальное количество торговых точек данного профиля, численность продавцов, частоту завоза товаров и другие параметры.
Другим характерным примером СМО могут служить склады или базы снабженческо-сбытовых организаций, и задача теории массового обслуживания сводится к тому, чтобы установить оптимальное соотношение между числом поступающих на базу требований на обслуживание и числом обслуживающих устройств, при котором суммарные расходы на обслуживание и убытки от простоя транспорта были бы минимальными. Теория массового обслуживания может найти применение и при расчете площади складских помещений, при этом складская площадь рассматривается как обслуживающее устройство, а прибытие транспортных средств под выгрузку – как требование.