В рекламе товар имеет два комплекса свойств: реальные и воображаемые. К реальным свойствам относятся: качество, состав, внешний вид, цена, эксплутационные характеристики. Роль рекламы при этом велика — она формирует предрасположенность к восприятию тех свойств товара, о которых она заявляет.
Рекламная коммуникация, основаннаяна качествах и свойствах товаров (услуг), тесно связана с понятием жизненного цикла товара. Товаром принято считать все то, что может быть предложено на рынке для удовлетворения потребности или желания человека.
Специалисты по маркетингу традиционно классифицируют товары на основе различных характеристик: продолжительности использования, материальности, сферы применения.
В зависимости от продолжительности использования и материальности, товары подразделяются на группы. К первой группе относятся товары кратковременного пользования: изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов, например, пиво, мыло, кофе. Такие товары часто покупают, поэтому маркетинговая стратегия состоит в обеспечении их доступности, небольшой марочной наценке, высоком качестве и активной рекламе, направленной на стимулирование потребителей и формирование их предпочтений. Ко второй группе относятся товары длительного пользования: изделия, обычно выдерживающие многократное использование, например холодильники, одежда, автомобили. Они требуют более персонифицированных продаж, приносят более высокую прибыль и предлагают большие гарантии со стороны товаропроизводителя.
Что касается услуг, то они нематериальны. Примеры — стрижка волос или ремонтные работы.
Обычно выделяют следующие виды товаров:
• повседневного спроса;
• предварительного выбора;
• особого и пассивного спроса.
К товарам повседневного спроса относятся часто покупаемые продукты, приобретение которых не связано с особыми раздумьями и требует минимальных усилий.
Товары предварительного выбора — вещи, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качеств, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, бытовые приборы, автомобили).
Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова приложить дополнительные усилия. Примером могут служить: элитные торговые марки модной одежды и обуви, плазменные телевизоры, цифровые фотоаппараты. Реклама товаров особого спроса не призывает покупателей сравнивать, она облегчает им поиск продавца, предлагающего нужный товар.
Товары пассивного спроса — продукция, о которой потребитель не имеет представления; пока не узнает о ней из рекламы. Пример — детекторы дыма. Маркетинг товаров пассивного спроса предполагает интенсивную рекламную кампанию.
В жизненном цикле товара выделяют четыре основные стадии: выход на рынок, расцвет, зрелость, упадок.
Объем
сбыта
Выход на рынок Расцвет Зрелость Упадок
Если новый товар при выходе на рынок воспринимается потребителем повсеместно, то идет быстрый рост сбыта. За ним следует более длительный этап зрелости, на протяжении которого сбыт стабилизируется. И, наконец, может наступить период быстрого или затяжного упадка и схода с рынка товара.
Существует так называемый рациональный потребитель, который в своих поступках руководствуется рациональными доводами и аргументами в пользу того или иного товара; и потребитель, подверженный эмоциональному восприятию, который часто судит о товаре с точки зрения того, понравилась ли ему реклама или по положительным отзывам друзей, членов семьи о свойствах и качестве товара. Чтобы эффективно воздействовать на такого потребителя, реклама должна быть не предметной, а эмоциональной, ассоциативной.
Одна из наиболее часто используемых — это классификация потребителей в соответствии с их готовностью к потреблению новой продукции. Согласно ей, как отмечалось ранее, существует 5 категорий потребителей:
1) инноваторы;
2) рано принимающие новую продукцию;
3) раннее большинство потребителей конкретноготовара;
4) позднее большинство;
5) "опаздывающие".
Инноваторами являются первые потребители продукции, составляющие 2,5% целевого рынка. К ним относятся люди готовые рисковать.
Рано принимающие новую продукцию — это те, кто стремится стать признанным лидером. Эта категория составляет 13,5% целевого рынка.
Первая часть массовых покупателей — это раннее большинство потребителей конкретного товара. Хотя эти потребители и не являются лидерами, они обычно принимают новые идеи раньше среднего человека и образуют 34% целевого рынка.
Позднее большинство образуют также 34% целевого рынка. Это группа людей обычно скептически относящихся к изменениям и принимающих инновации только после того, как большинство испытает их на себе.
"0паздывающие", составляющие 16% целевого рынка, делают покупку последними. Они внимательно относя к цене и недоверчиво — к любым изменениям, ограничены традиционными взглядами и консервативны по своему характеру.