Рекламный бизнес многосложен. Он включает в себя организацию и передачу информации от рекламодателя потребителю с привлечением рекламного агентства при помощи средств массовой коммуникации. В этом процессе можно выделить несколько главных субъектов.
Рекламодатель — юридическое или физическое лицо, инициирующее производство рекламы и оплачивающее эту работу.
Рекламодателем может быть любая организация (фирма, партия, общественное объединение, частное лицо), которая оплачивает работы по изготовлению и размещению рекламы, использует в качестве рекламоносителей средства массовой информации или другие средства рекламной поддержки. Для разработки и проведения рекламной кампании рекламодатель обычно нанимает рекламные агентства, коммуникационные группы, отделы рекламы СМИ. Рекламодатель может не прибегать к услугам вышеперечисленных организаций, если в его структуре есть рекламное подразделение или агентство.
Рекламодатель выступает ключевой фигурой рекламного рынка. От него зависит размер рекламного бюджета, география рекламных кампаний и, наконец, направления развития рекламы.
|
|
Исходя из целевых установок,всех заказчиков рекламы (рекламодателей) можно разделить на три группы. К первой группе рекламодателей относятся товаро- и услугопроизводители, реализаторы продукции и услуг, заказывающие рекламу только в коммерческих целях. Вторую группу рекламодателей образуют общественные организации, заказывающие некоммерческую рекламу и пропагандирующие деятельность социально-гражданской направленности. Социальной считается реклама, которая выражает общественные или государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В ней не должны упоминаться предприниматели, а также конкретные виды товаров и услуг. На основании Федерального закона "О рекламе" (ст. 18) рекламораспространители обязаны давать социальную рекламу в пределах 5% эфирного времени, занимаемого ими под фактическую рекламу; а рекламопроизводители — предоставить услуги по производству социальной рекламы в пределах 5% годового объема производства ими рекламы. Третью группу составляют заказчики политической рекламы: политические деятели, парламентские коалиции, политические партии и объединения. Рекламу они заказывают для того, чтобы способствовать реализации того или иного политического решения или действия; для создания благоприятного имиджа политического деятеля или политической партии; для пропаганды предвыборной программы.
Среди основных функций рекламодателей можно выделить следующие[6]:
|
|
• рынкообразующая функция — реализуется рекламодателем через заказы на разработку рекламной продукции;
• целевая функция — рекламодателю необходимо тщательно определить цель заказываемой рекламыи ее потребителя;
• сформулировать свои требования к форме и содержанию рекламы, а также к способам и приемам ее распространения;
• координирующая функция — в рекламный процесс, правило, вовлечены одновременно разработчики и распространители рекламы; от умения организовать их взаимосвязанную работу зависит и конечный успех задуманной рек ламы;
• бюджетно-платежная — заключается в планировали рекламного бюджета, в его выполнении и контроле в процессе разработки и размещения заказанной рекламы;
• информационно-аналитическая функция — реализуется по двум направлениям: сбор и изучение информации о потенциальных потребителях рекламируемой проекции и аудитории рекламы с прогнозированием ее реакции, а также изучением реакции на рекламу и корректива последующих действий рекламодателя в зависимости от содержания этой реакции.
Права рекламодателя перед рекламными агентствами, средствами массовой информации и органами государственной власти защищают специально созданные общественные организации и союзы рекламодателей. В России такой организацией является Ассоциация рекламодателей, созданная в 1997 г., а на международном уровне — Всемирная федерация рекламодателей (WFA).
Рекламопроизводителъ — создатель рекламы. Чаще всего это организация, которая по заказу рекламодателя и совместно с ним занимается изготовлением рекламных материалов, а также "работает" со средствами распространения рекламы.
К обслуживающим рекламодателя учреждениям относя, в первую очередь, рекламопроизводители: рекламные агентства полного цикла, узкопрофильные (медиабаинговые) рекламные агентства, дизайн-студии, специальные коммуникационные группы и рекламные подразделении средств массовой информации.
Рекламное агентство — ключевой участник рекламной отрасли. Рекламное агентство представляет собой специализированное учреждение, которое занимается разработкой и созданием рекламы различных товаров и услуг, размещением рекламы (организует покупку рекламного пространства в СМИ), проводит маркетинговые исследования. В США насчитывается около 10 тыс. рекламных агентств, в России — более 2 тыс.
Рекламодатели нанимают независимые рекламные агентства для планирования и реализации части или всех своих рекламных усилий. Партнерство агентство—клиент является доминирующим в организации рекламы. Рекламодатель использует стороннее агентство, поскольку уверен, что оно окажется более эффективным и производительным в деле создания отдельного коммерческого ролика или целой рекламной кампании. Сила агентства в его ресурсах, главным образом в форме творческого опыта, знания средств массовой информации и рекламной стратегии.[7] Крупные рекламодатели обычно имеют в своей структуре рекламный отдел или внутрифирменное рекламное агентство.
Ведущие отечественные и зарубежные исследователи и практики рекламных кампаний считают, что с позиций организационной теории управления фирме—производителю товаров и услуг выгоднее перепоручить организацию ее рекламной кампании специальной организации — рекламному агентству по следующим причинам:
• с учетом объема творческих работ, необходимых для создания эффективной рекламы, выпуск этой рекламы собственными силами может оказаться более дорогим, чем ее заказ в рекламном агентстве;
• в компании, даже очень большой и процветающей, собственный персонал, отвечающий за рекламную деятельность, может все равно оказаться менее квалифицированным, чем в солидном рекламном агентстве. Реклама в таком случае, несомненно, будет уступать в качестве;
|
|
• некоторые фирмы не могут содержать специальный штат квалифицированных работников, занимающихся только рекламой. Им может просто не хватить такой работы.[8]
Диапазон рекламных агентств в России весьма широк: от больших творческих мастерских до гигантов с тысячами сотрудников. Мелкие рекламные агентства предлагают на рекламном рынке узкоспециализированные услуги в основном малым предприятиям сферы розничной торговли и услуг.
Стадии взаимоотношений между рекламодателем и рекламным агентством изображены в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
№ этапа | Содержание этапа |
Этап 1 | Рекламодатель должен грамотно выбрать рекламное агентство |
Этап 2 | Необходимо правильно составить контракт между рекламодателем и рекламным агентством |
Этап 3 | Безошибочная проработка системы контроля рекламодателем рекламного агентства, а также разработать систему денежных компенсаций исполнителя заказчику в случае ненадлежащего выполнения контракта. |
Рассмотрим примерную организационную структуру рекламной фирмы. Она состоит из:
• творческого подразделения;
• отдела средств рекламы;
• исследовательского отдела;
• коммерческого отдела.
Творческое подразделение разрабатывает рекламные стратегии и создает рекламные обращения. В состав отдела входят руководители рекламных проектов, текстовики, художники, дизайнеры, видеооператоры, монтажеры и др.
Руководитель рекламного проекта разрабатывает рекламные стратегии и идеи рекламных обращений (креатив). На него и под его непосредственным руководством работают текстовики (копирайтеры), художники, дизайнеры, видеооператоры и т. д. Текстовик (копирайтер) — специалист, который создает текстовую часть и зрительные образы рекламного обращения. Он должен обосновывать, каким образом лучше привлечь внимание целевой аудитории к конкретному товару. Основная задача дизайнеров, художников, видеооператоров, монтажеров и др. — воплотить в жизнь идеи руководителя рекламного проекта и копирайтера.
|
|
Отдел средств рекламы отвечает за выбор средств распространения рекламы и размещение в них рекламного продукта. Главные задачи этого отдела — анализ и тестирование средств массовой информации, а также закупка рекламного пространства.
Исследовательский отдел проводит изучение оценки и анализа характеристик рынка потребностей и менталитета аудитории. Задачей исследовательского отдела является найти те мотивы, которые могут быть использованы творческим отделом для создания эффективной рекламы.
Коммерческий отдел отвечает за коммерческую сторону деятельности рекламной фирмы. Его сотрудники обязаны искать новых и удерживать старых клиентов. Основными работниками коммерческого отдела являются рекламные агенты, поддерживающие постоянную связь между рекламным агентством и клиентами. Рекламный агент должен собирать сведения о планах и целях заказчика. На него возлагается обязанность "привязать" клиента к рекламному агентству.
В рекламном бизнесе обычно используют два основных способа расчета с разработчиком рекламного продукта: оплата по конечному результату, т. е. однократно за полностью разработанный рекламный продукт, и частичная оплата за отдельно выполненный этап. Как правило, считается предпочтительнее второй вариант из-за возможности полностью контролировать заказчиком каждый этап разработки рекламы.
Кроме рекламных агентств, разработкой рекламы занимаются внутрифирменные рекламные подразделения, творческие мастерские и творческие личности. Организации внутрифирменных рекламных подразделений мало чем отличается от организации специализированных рекламных агентств.
Величайший рекламист XX в. Д. Огилви выдвигает следующие основные требования к сотрудникам рекламного агентства.[9]
1. Я восхищаюсь трудолюбивыми людьми. Лучше переработать, чем недоработать. Чем упорнее мы работаем, тем меньше служащих нам необходимо, а прибыль соответственно будет большая.
2. Ценю людей "с мозгами", без них вы не сможете управлять рекламным агентством. Правда, эти мозги имеют ценность в том случае, если они "мыслят честно".
3. Мое твердое правило: никакой семейственности. Как только двое сотрудников поженились, один из них — желательно женщина — должен покинуть агентство.
4. Восторгаюсь теми, кто работает с удовольствием. Если ты не получаешь удовольствия от того, чем занимаешься, — найди другую работу.
5. Презираю подхалимов.
6. Преклоняюсь перед сотрудниками, выполняющими свою работу с величайшим мастерством. Профессионалы, знающие себе цену, не вмешиваются в дела коллег, но в то же время относятся с уважением к их знаниям и опыту.
7. Ценю сотрудников, которые подбирают себе толковыx помощников. Жаль тех, кто ставит своим подчиненным человека гораздо низшего по развитию уму.
8. Уважаю сотрудников, которые "растят" себе смену, — это оптимальный путь продвижения по служебной лестнице.
9. Ценю людей с хорошими манерами, кто относится к другим людям как к себе подобным. Ненавижу тех, кто постоянно ищет ссоры. Общаясь с другими, будьте открыты и искренни.
10. Преклоняюсь перед людьми организованными, вовремя выполняющими свою работу.
Рекламопроизводители имеют свои профессиональные объединения, позволяющие им решать возникающие проблемы на рынке рекламных услуг: ассоциацию коммуникационных групп, ассоциацию рекламных агентств, национальную ассоциацию телевещателей. Они являются частью структуры рекламного бизнеса.
Рекламораспространитель — средства массовой информации (СМИ), которые доносят рекламу до широкой потребительской аудитории. К рекламным СМИ относятся: телевидение, радио, Интернет, наружная реклама (щиты, вывески, штендеры, панно), газеты, журналы, листовки, буклеты, проспекты, кино и т. д.
Даже создав самую гениальную рекламу, рекламодатель ничего не добьется, если не донесет ее до широкой потребительской аудитории. Поэтому на рекламном рынке обязательно присутствуют средства распространения рекламы — средства массовой информации. Реклама и СМИ не могут существовать друг без друга. Они взаимозависимы между собой. Реклама является одним из основных источников финансового благополучия СМИ.
Среди средств распространения рекламы различают каналы личной и неличной коммуникации. В первом случае обычно привлекают известные организации или популярных людей. При использовании каналов неличной коммуникации информация распространяется без личных контактов. К ним относятся средства печатной рекламы (газеты, журналы); аудиовизуальные средства (кино, телевидение, радио); иллюстративно-изобразительные средства (плакаты, щиты). К началу 90-х гг. небывалого развития достигли традиционные средства распространения рекламы. В мире эксплуатировалось более 1 млрд. радиоприемников и более 1 млн. телеприемников. Эта громадная информационная машина работает на рекламу и "кормится" за счет нее.
В настоящее время возникла и устойчиво развивается тенденция глобализации СМИ. В результате этого реклама получила колоссальную, ранее недосягаемую аудиторию. Наметилась мощная тенденция к возникновению системы международных глобальных СМИ, например "Ньюс корпорейшн" Руперта Мердока, немецкой компании "Бертельсман", американского гиганта "Тайм-Уорнер" и т. п.
В настоящее время СМИ переживают две тенденции:
• интернационализацию СМИ;
• концентрацию СМИ.
В табл. 1.3 приведены преимущества и недостатки отдельных рекламоносителей.
Таблица 1.3
Средство распространения | Преимущества | Недостатки |
Газеты | - большой тираж, - быстрая реакция на события, оперативность в изменениях, - сравнительно низкая стоимость. | - короткий срок жизни объявления, - относительно низкое качество печати, - присутствует высокая конкуренция с аналогичными объявлениями в рекламном блоке |
Журналы | - высокое полиграфическое качество, - фактор престижа, - больший срок жизни объявления, - вторичные читатели | - небольшой тираж, - относительно низкая оперативность, высокая стоимость объявлений, - меньший охват потребительской аудитории |
ТВ | - огромные возможности передачи рекламной информации (движение, текст, изображение, звук), - большой охват потребительской аудитории, - сильное психологическое воздействие | - высокая стоимость изготовления и размещения видеоспота, - мало времени для передачи рекламного сообщения, - негативное отношение телезрителей к прерыванию программ |
Радио | - высокая оперативность, - относительно невысокая цена | - отсутствует визуальность, - непостоянная аудитория (радиослушатели часто переключаются на другой канал), - трудно анализировать эффект рекламы |
Наружная реклама | - сильное творческое начало, - крупная графика и поэтому особый психологический эффект воздействия, - фактор престижа, работает 24 часа в сутки | - эффективна передача небольшого объема информации, - короткое и быстрое чтение, укороченный и упрощенный текст обращения, - относительно высокая стоимость изготовления и аренды рекламных щитов |
Транзитная реклама | - большой охват потребительской аудитории, - длительное и многократное воздействие, - относительно невысокая стоимость размещения | - часто "выпадают" люди, передвигающиеся на личном или служебном автотранспорте, - необходимость большого тиража (в метро, троллейбусах, автобусах трамваях) при актах вандализма |
Кроме традиционных средств распространения рекламы, существуют и другие виды рекламной поддержки: реклама непосредственно в местах продаж, директ-майл, реклама по телефону, презентации, выставки-ярмарки и др. Эти виды рекламной поддержки характеризуются наличием обратной связи с потребителем.
Исследовательские организации предоставляют информацию по исследованию рекламного рынка, готовят и анализируют информацию для планирования и проведения рекламной кампании, исследуют потребительскую аудиторию и анализируют эффективность рекламной кампании, проводят маркетинговые и медиаисследования.
Только в США в настоящее время работают более 500 исследовательских организаций. Первые исследователи рекламы разрабатывали методы для оценки эффективности рекламных публикаций. Прогресс в области рекламных исследований тесно связан с развитием каждого из главных средств массовой информации. Исследования радиорекламы и оценка рейтинга радиопередач началась в 20-х гг. прошлого века. В настоящее время в связи с интернационализацией клиентов исследовательские организации становятся международными компаниями с офисами во многих странах мира. Некоторые компании имеют тенденцию к специализации либо на тестировании рекламных сообщений, либо на измерениях аудитории по различным параметрам и обеспечении информацией, полезной для принятия решения о содержании, форме и средствах распространения рекламных обращений. Маркетинговые исследования — весьма развитая индустрия и источник большого объема информации, используемой в рекламном менеджменте.[10]
Маркетинговые исследования, проведенные в рекламе, определенно дают основания ответить на следующиевопросы.
1. Что представляет собой объект рекламы?
2. Кого следует подвергать воздействию рекламы?
3. Где должны распространяться рекламные сообщения?
4. Когда именно должна реализовываться реклама?
В России можно выделить следующие ведущие компании, которые занимаются маркетинговыми и медиаисследованиями в рекламе: КОМКОН, GBK-ОВЦИОМ, ГЭЛЛАП, агентство НИСПИ.
Потребитель — конечное звено рекламного процесса, именно на него направлена вся рекламная информация. Потребитель имеет возможность выбора товара или услуги. Он является активным участником производственно-хозяйственной деятельности; он воздействует на производство товаров и услуг.
Реклама, как правило, создается не под инициатора рекламной коммуникации — рекламодателя, а под потребителя. Разработчики рекламы должны четко определить рекламную аудиторию и предсказать ее реакцию на рекламное сообщение. Реклама воздействует на эмоциональную сторону потребителя, упрашивая его приобрести рекламируемый товар.
Сегодня потребитель мало доверяет рекламе, он стал более подозрительным, больше присматривается к качеству товара и его потребительским свойствам. Поэтому реклама превратилась в экскурсовода в мире товаров. Пришло время расчетливых покупок. Исходя из этого, в задачу рекламодателя входит каждодневное совершенствование своих коммерческих предложений и поиск новых инновационных подходов к процессу рекламы, а также душе и сердцу потребителя. Это означает, что вся рекламная индустрия и эффективное управление ей предполагают полное подчинение рекламы только нуждам потребителей.
Следует отметить, что реакция потребителя на рекламное воздействие определяется большим числом факторов, главными из них являются: интерес к объекту рекламы, способность к восприятию рекламы, ответной реакцией на рекламную информацию, демографическими факторами и психографическими особенностями потребителя, способностью рекламы порождать потребности в необходимости рекламируемого товара. К демографическим факторам следует отнести: возраст, пол, семейное положение, образование, национальность, вероисповедание, местожительство, уровень доходов, социальное положение. К психографическим особенностям потребителей относятся: общность их отношений, аспекты поведения человека (мотивация), ценностные критерии, склонность к риску, т. е. готовность к приобретению новой продукции. Исходя из последней, потребителей классифицируют на 5 категорий: и нноват оры, рано принимающие новую продукцию, рано сост авляющие большинство потребителей конкретного товара, поздно составляющие большинство, "опаздывающие". Инноваторы — это первые потребители продукции (обычно 2,5%). К ним относятся люди, готовые рисковать. Рано принимающие новую продукцию — это те, кто получает удовольствие престижа, и те, кто стремится стать лидером (составляет 13,5%). Рано составляющие большинства — это первая часть массовых покупателей, они обычно принимают новые идеи раньше среднего человека и образуют 34% целевого рынка. Поздно составляющие большинств о — это группа людей, которая скептически относится к изменениям и принимает инновации только после того, как большинство испытает их на себе (образуют также 34% целевого рынка). "Опаздывающие" делают покупку последними, обычно внимательно относятся к цене и недоверчиво к любым изменениям (составляют 16% целевого рынка).
Последние исследования потребительского поведения, проведенные институтом SECODIP (Франция), показывают следующее:
• потребитель становится все менее преданным торговой марке;
• потребитель произвел количественное перераспределение своего бюджета, сохранив неизменные расходы на здравоохранение и оплату жилья, а ограничив путешествия, покупку новых автомобилей;
• он выработал качественно новый подход к процессу выбора товаров.
Схематично коммуникационный процесс в рекламной деятельности можно изобразить так.
Потребитель |
Рекламодатель |
Рекламопроизводитель |
Исследования |
Средства распространения |
Обратная связь этого механизма выражается в реакции потребителя, т. е. покупке товара.