Рынок дает человеку возможность выбора. И на эффективность рекламы влияют множественные факторы. В конце XX — начале XXI вв. у нас стал формироваться новый менталитет: большее значение приобретает индивидуальность, появилось стремление к физическому совершенству, социальному утверждению определенного образа жизни (свой дом, престижная машина, популярный "в высших кругах" вид спорта и т. д.). В этом случае реклама обращается к ценностным ориентирам людей, а товары (услуги), которые она рекламирует, становятся образом, знаком, свидетельствующем о принадлежности к определенным кругам. Таким образом, являясь предметом бизнеса, реклама (уже как "подсказка") часто формирует представления о жизни.
Хотя реклама может вызывать и ненужные ассоциации. Так, широкая реклама жевательных резинок многих приводит к выводу: употребление жвачки — гарантия здоровых зубов. Но эту проблему может решить только дантист.
По мнению некоторых ученых, реклама воздействует на подсознание, что подтвердил эксперимент, проведенный Дж. Викари еще в 1956 г. Во время демонстрации кинофильма на экране через 5 секунд появлялись фразы: "Я голоден, я хочу попкорн" и "У меня жажда, я хочу кока-колы". Через несколько недель продажа попкорна выросла нa 18%, кока-колы — на 57%.
|
|
Этот же прием использовали создатели популярного сериала "Великие сыщики Коломбо". Герой ленты "Коломбо теряет терпение", доктор Барт Кепил, вмонтировал в кинопленку 25-й кадр, невидимый глазом, который несетвподсознание определенную информацию, побуждающую человека к неосознанным действиям.
Надо сказать, психологи считают, что эта теория рекламного воздействия требует серьезной проверки.
Строгие правила в рекламной деятельности найти трудно, но практика (во многом основанная на богатом опыте зарубежных специалистов) сформулировала несколько общих "законов", вернее, рекомендаций для создания эффективной рекламы.
Чтобы привлечь внимание, надо затронуть проблемы, волнующие многих. Часто это бытовые вопросы: какой стиральный порошок лучше отбеливает белье? как можно похудеть? какой подарок подарить жене (мужу) в торжественный день?
Обращаться к потенциальным покупателям следует прямо и просто, излагая факты. Однако, если вы не будете оригинальны, ваша реклама не может привлечь внимания.
Задача эффективной рекламы — показать товар (услугу) в действии, наглядно. Можно продемонстрировать надежность изделия, назвать проблему, которую оно поможет решить. Адрес, телефон изготовителя должен держаться на экране не менее 15 секунд — это достаточно, чтобы их смогли записать.
|
|
Достоверность рекламе придают люди, особенно сами участвующие в бизнесе.
Следует точно определить форму и временной объем рекламы — надо успеть сказать главное и не показаться многословным.
Не стоит сравнивать товары и услуги с конкурентными (обеспечивая соперникам рекламу за ваш счет).
Привлечение к рекламе известных людей может повысить внимание к товару (услуге).
Нельзя дезинформировать телезрителей.
Реклама должна быть четко распознаваема. Если реклама представлена в виде авторского, редакционного или информационного материалов, она должна сопровождаться обозначением "на правах рекламы" либо размещаться на рекламной полосе; на радио и телевидении она должна быть отделена от прочих программ аудиовизуальными способами или комментарием.
Общеизвестно: право на получение достоверной информации о товарах и услугах, об их применении и использовании — основное право потребителя. Полная и четкая информация должна быть распространена широко и общедоступно.
В настоящее время разработаны стандарты такой рекламы. Она отвечает, как минимум, следующим требованиям:
а) информация об основных характеристиках товара должна быть точной, объективной и всехватывающей;
б) в ней не должны отсутствовать или быть сфальсифицированы данные, незнание которых непременно привело бы к заблуждению покупателей, их обману или способствовало бы формированию неправильного представления о товаре;
в) информация не должна содержать указания или такие виды представления товара или услуги, которые позволили бы потребителю спутать его с другим товаром или услугой;
г) в информации должно быть указано качество продукта или входящих в него компонентов, приготовленных на основании норм качества, если таковые имеются;
д) в информации должны быть указаны противопоказания или побочные явления, которые могут быть вызваны как самим продуктом, так и одним из составляющих его компонентов.
В рекламных обращениях не должны употребляться оскорбительные, обидные или презрительные слова, сравнения и определения, а также изображения, касающиеся расы, национальности, профессиональной или социальной категории, возрастной группы или пола, религиозных, философских или политических убеждений.
Рекламные обращения не должны дискредитировать тех, кто не пользуется определенными товарами и услугами. Рекламная информация не должна содержать элементы, возбуждающие прямо или косвенно агрессивное поведение или поведение, посягающее на здоровье, безопасность или окружающую среду. Например, следует оградить детей от рекламы алкоголя, табака; информация в рекламе не должна возбуждать чувство страха.
Неправильное использование сюжетов, связанных с окружающей средой, должно рассматриваться как недобросовестная реклама. Также недобросовестным или ложным следует считать рекламное объявление, указывающее такой спрос на товар, который не соответствует действительности (в нынешней рекламе это можно встретить сплошь и рядом — эпитет "самый лучший в мире", "наиболее почитаемая на Западе фирма" и т. д.).
В рекламных обращениях нельзя использовать без разрешения заинтересованного и должным образом уполномоченного лица торговую марку, имя и инициалы другого предприятия или организации. Рекламная информация не может извлекать выгоду из репутации личности, торговой марки или названия другого предприятия или продукта.
Общество внимательно следит за рекламой, часто предъявляя к ней претензии. Суммируя замечания, можно сказать, что реклама:
• способствует повышению цены товара (услуги);
• "развивает" отрицательные качества (жадность, эгоизм, зависть, ложный престиж), порождает в обществе вещизм;
|
|
• манипулирует людьми, заставляя делать ненужные покупки;
• насаждает дурной вкус, в ней нарушаются нормы литературного языка;
• бывает недостоверной, поскольку представляет только положительные стороны товара, скрывая его недостатки.
Специалисты по рекламе выдвигают контраргументы, утверждая, что реклама:
• снижает цены, так как стимулирует спрос, а значит, и массовое производство, что приводит к снижению издержек и, соответственно, цены;
• удовлетворяет потребности человека, информирует о новых удобных, нужных предметах, а не порождает вещизм, при этом выбор престижных товаров позволяет потребителю подчеркнуть свой социальный статус;
• не манипулирует людьми, а дает возможность выбора, принятия самостоятельного решения;
• обогащает, осовременивает язык и стиль, внося в него "дух" времени, формирует понятие моды, вкуса, свойственных сегодняшнему дню;
• недостоверная (лживая) информация преследуется в соответствии с законодательством.
Необходимость регулирования рекламного рынка потребовала формирования в стране правовой базы. В 1991 г. вышли два документа — "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и "О средствах массовой информации", ограничивающие распространение рекламы. Закон РФ "О защите прав потребителя" (1992) определил требования и ответственность за нарушения законодательства. Указ Президента РФ "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" (1994) установил ответственность за рекламную деятельность банков, финансовых, страховых, инвестиционных предприятий, учреждений, предпринимателей.