Системы плавания «река — море»

Тема 2.5.2. Системы с участием морского транспорта

Технология мультимодального или смешанного река — море плавания начала развиваться в 1930-х гг. в связи с созданием крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом, потребовавшим строительства судов принципиально новой конструкции, приближенной к морским судам. В Европе первые суда «река — море» были использованы для международного сообщения в 1955 г. на маршруте Дуйсбург (Германия) — Скандинавия. Ведущая роль по использованию таких судов принадлежит Великобритании.

При осуществлении перевозок по системе «река — море» могут использоваться различные технологические схемы, в частности с перевалкой грузов в устьевых портах, что обычно связано с характеристиками водных путей и акваторий портов и параметрами судов. Однако наиболее значимой технологией в настоящее время является бесперегрузочная, или интермолальная, если имеется возможность прохода судов по акватории, что позволяет ликвидировать перевалку грузов на маршруте следования.

Достоинства системы плавания «река — море»:

• применение такой технологии позволяет избежать простоев на различных участках транспортного процесса; -

• возможность использования судов на морских незамерзающих участках после закрытия навигации на реках дает увеличение объемов работ и производительности, сохраняет команду в межсезонье.

Недостатки системы:

• ограниченное передвижение по погодным условиям, связанным с усиленным ветром и волнами в морских бассейнах;

• большая осадка требует определенной глубины судового хода (фарватера);

• значительно меньшая по сравнению с морскими судами грузоподъемность, ограниченная габаритами внутренних водных путей.

Работает данная технология, например, на водном пути Карелия — Финляндия; на каспийской Волго-Балтийской линии (длина 6500 км), на средиземноморской Волго-Донской линии при круглогодичной эксплуатации; на грузовой линии для перевозки леса Ростов (Ейск) (Россия) — Варна и Бургас (Болгария).

В течение года суда такой технологии заходят в 600 портов 30-35 стран Балтики, Черного и Скандинавского морей, а также дальневосточного региона при работе с Китаем, Японией, Кореей и др. Ряд судов, имеющих класс Морского регистра, могут выполнять рейсы вокруг Европы, включая Скандинавию.

Морской регистр судоходства России, Английский Ллойд и другие определяют класс судна, что является оценкой его мореходности. Наличие соответствующего класса влияет на условия работы судна и страховые премии.

Опыт работы линий, на которых используют рассматриваемую технологию, показал высокую эффективность по сравнению е трамповым судоходством. Рентабельность перевозок около 70 %. Срок эксплуатации на внешнеторговых перевозках таких судов при качественном обслуживании установлен в 20 лет.

Рис. 2.5.9. Схема грузовых международных линий интермодальной

технологии «река — море» плавания

Перспективы использования интермодальной (бесперегрузочной) технологии плавания «река — море» благоприятны для внутренних и внешнеторговых перевозок, для обеспечения экономических связей Поволжья с районами, прилегающими к Каспийскому, Азовскому, Черному и Балтийскому морям; Волжско-Камского и Доно-Кубанскому речным бассейнам с портами тех же морей; для обширных районов Северного Ледовитого океана и сибирских рек (Лена, Енисей, Обь, Иртыш), Приамурья с побережьем Охотского и Японского морей (рис. 2.5.9).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: