Одним из направлений развития интермодальных технологий стало применение лихтеровозной системы. Данную систему применяют в мировой практике с 1970-х гг., а на дальнем Востоке России — с 1980 г.
Система основана на перевозке грузов в лихтерах. Лихтер — несамоходное судно для перевозки грузов, используемое для перевозок с помощью буксирных судов и для частичной погрузки-разгрузки на рейде глубокосидящих судов перед постановкой их к мелководному причалу. С 1969 г. стала применяться перевозка лихтеров (барж) в специализированных судах-лихтеровозах (баржевозах), что и послужило созданию лихтеровозной интермодальной системы.
Лихтерные суда (баржи) имеют небольшую осадку и грузоподъемность 140... 1300 т. Некоторое число таких лихтеров загружают в одно крупнотоннажное судно — лихтеровоз (рис. 2.5.12) различными способами. Транспортное средство — лихтеровоз представляет собой «порт в миниатюре», так как он, как правило, оборудован всем необходимым для перегрузочных работ, что позволяет осуществлять подъем-спуск лихтеров (барж) даже вне территории порта. Один лихтеровоз дедвейтом около 40 тыс. т по провозной способности может заменить шесть сухогрузов дедвейтом по 14 т.
|
|
Рис. 2.5.12. Лихтеровоз с системой погрузки лихтеров ГАН
Лихтеровозная технология позволяет осуществлять развозку мелких партий грузов в любую точку, даже на необорудованный причалами берег.
Перевозки универсальны, что позволяет в лихтерах и контейнерах одновременно перевозить грузы разной номенклатуры, с самыми различными свойствами и характеристиками, начиная с навалочных до электронного оборудования. Обычно в лихтерах перевозят грузы, не предназначенные для перевозки в контейнерах или судах-балкерах (Балкер — судно для навалочных грузов), например бумагу и изделия из нее, хлопок, изделия из черных металлов и др. Могут быть и специализированные лихтеры для перевозки наливных, скоропортящихся, тяжеловесных грузов.
Лихтеровозная система увеличивает в 3 раза интенсивность перевалки грузов по сравнению с контейнерной системой. Основой экономической эффективности данной системы может служить увеличение морской составляющей и уменьшение (исключение) перегрузочных операций в устьях рек. Эффективно реализуется в судах-лихтеровозах типа «река — море».
Достоинства лихтеровозной системы состоят в следующем.
Лихтер (баржа) может быть загружен непосредственно в порту или на причалах клиентуры, затем доставлен к месту расположения лихтеровоза, который осуществит их развозку к месту назначения. После спуска на воду лихтер может доставляться на берег буксирами.
|
|
Особое достоинство этой системы — возможность использования мелководных необорудованных причалов как на реках, так и в морском порту. Кроме того, лихтер может быть использован владельцем как временный склад.
Лихтеровозная система позволяет осуществлять перевозку и по мелководным рекам, и в межконтинентальном сообщении, а также по принципу «от склада отправителя до склада получателя». Сокращается время и стоимость перегрузочных работ, особенно по сравнению с морскими судами. Повышается оборачиваемость лихтеровозов по сравнению с судами универсального назначения.
Регулярность и работа по линейному расписанию является большим удобством для заказчиков.
Перегрузочные работы могут выполняться и без использования портового оборудования, что особенно важно для портов небольшой мощности. На упрощенных причалах можно обрабатывать лихтеры разнообразными средствами, в том числе автомобильными кранами.
Перевозка в укрупненной унифицированной таре-лихтере повышает производительность перегрузочных работ, достигающей 700... 1100 т/ч, что резко сокращает стояночное время.
Упрощаются перевозочная документация и взаиморасчеты между грузовладельцами и перевозчиками.
Система дает сокращение сроков доставки по бесперевалочной схеме перевозок «река — море». Так, из Европы до Индии, Пакистана длительность рейса 32 сут, до Меконга (Вьетнам) — 45 сут.
К недостаткам лихтеровозной системы нужно отнести следующие:
• значительные по сравнению с традиционными системами капиталовложения на строительство всего комплекса технических средств — лихтеров, лихтеровозов, буксиров-толкачей, рейдового оборудования и др.;
• несколько большая себестоимость перевозки по сравнению с речными баржами;
• низкие маневровые характеристики лихтеровозов, что может уменьшать скорость по сравнению со скоростью толкаемого состава в 2 раза. Скорость обычно ниже, так как лихтеры имеют прямоугольную форму, которая оказывает большее сопротивление при движении, что диктует необходимость применения специальных концевых приставок обтекаемой формы;
• повышенные энергозатраты на 1 т перевозимого груза по сравнению с перевозками грузов обычными баржами;
• чувствительность лихтеровозов к ветроволновому режиму, особенно при перегрузочных работах. При волне более 0,3 м работа становится небезопасной;
• использование грузоподъемности лихтеровоза лишь на 70 % из-за собственной массы лихтеров-барж и необходимости интервалов между ними при размещении.
Грузоподъемность и типы лихтеровозов различны (табл. 2.1). Отличаются они также системой подъема-спуска лихтеров: LASH («lighter aboard ship» – лихтер на судне), Sea Bee, ВАСАТ («barge aboard catamaran» - баржа-катамаран) и др. На суда типа Sea Bee загружается 48-89 лихтеров по 302...370 т, типа Sea Bee — 26-39 лихтеров по 800... 1000 т, типа ВАСАТ — 12-79 лихтеров по 140... 370 т.
Таблица 2.1
Грузоподъемность и габаритные размеры основных типов лихтеров
За сравнительно короткий период эта технология получила развитие в странах, не имеющих морских портов, а также на направлениях больших рек, например по р. Дунай. Дунай связывает несколько стран: Словакию, Венгрию, Югославию, Болгарию, Румынию и Украину, причем часть этих стран имеет и выход к морю. Дунай играет важную роль не только для Европы, но и позволяет осуществлять лихтеровозные перевозки на направлении Дунай — Индия — Пакистан и Дунай — Меконг. На Дунае работают лихтеровозы с грузоподъемностью одного лихтера 1 070 т. Лихтеровоз берет 26 лихтеров или 150 контейнеров. Перевозят генеральные, тарно-штучные, тяжеловесные грузы, контейнеры, а также металлы, бумагу, пиломатериалы, химические удобрения, различную технику. Из азиатских стран везут текстильные изделия, чай, кофе, мрамор, каучук, паркетную доску. Погрузка лихтеровоза осуществляется за 12... 16 ч.
|
|
Эксплуатируют современные лихтеровозы типа «Юлиус Фучик», «Борис Полевой», «Анатолий Железняков» и другие, технические характеристики которых представлены в табл. 4.2. Особенно целесообразно для России использование лихтеров на арктических трассах, где хорошо оборудованных портов мало. Так как навигация в Арктике продолжается ограниченное время, то построен специальный атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» для проходки по ледовым полям, который эксплуатируют в Мурманском пароходстве (рис. 2.5.13).
Для работы с лихтеровозной системой создано в 1978 г. международное судоходное предприятие «Интерлихтер» как совместное в составе Новороссийского морского, Болгарского речного, Словацкого дунайского пароходств и др. Предприятие выполняет перевозки внешнеторговых грузов придунайских стран без промежуточных перевалок. Предприятие располагает основными фондами в 2,5 млн долл., имеет 16 лихтеровозов. Лихтеровозы строят за счет части долгов России. Так, должны были построить на Северной верфи Санкт-Петербурга малый лихтеровоз на четыре лихтера и более крупный на 25 лихтеров по 800 т. Малый лихтер позволит организовать лихтеровозную систему в пределах Черного моря, связав Дунай и Волгу. Из России в страны, расположенные на Дунае, идут удобрения, окатыши, коксующиеся угля, цемент и другие, а в обратном направлении зерно из Венгрии, глинозем и зерно из республик бывшей Югославии и т.д. В период окончания навигации на Волге лихтеровоз может работать в портах Туапсе, Новороссийск, Батуми и др.
К сожалению, политические события в бывшей Югославии осложняют работу на данном направлении, что еще раз подтверждает зависимость работы транспорта от общей политики государств.
Рис. 2.5.13. Лихтеровоз «Севморпуть»