Лихтеровозные системы

Одним из направлений развития интермодальных технологий стало применение лихтеровозной системы. Данную систему применяют в мировой практике с 1970-х гг., а на дальнем Востоке России — с 1980 г.

Система основана на перевозке грузов в лихтерах. Лихтер — несамоходное судно для перевозки грузов, используемое для перевозок с помощью буксирных судов и для частичной погрузки-разгрузки на рейде глубокосидящих судов перед постановкой их к мелководному причалу. С 1969 г. стала применяться перевозка лихтеров (барж) в специализированных судах-лихтеровозах (баржевозах), что и послужило созданию лихтеровозной интермодальной системы.

Лихтерные суда (баржи) имеют небольшую осадку и грузоподъемность 140... 1300 т. Некоторое число таких лихтеров загружают в одно крупнотоннажное судно — лихтеровоз (рис. 2.5.12) различными способами. Транспортное средство — лихтеровоз представляет собой «порт в миниатюре», так как он, как правило, оборудован всем необходимым для перегрузочных работ, что позволяет осуществлять подъем-спуск лихтеров (барж) даже вне территории порта. Один лихтеровоз дедвейтом около 40 тыс. т по провозной способности может заменить шесть сухогрузов дедвейтом по 14 т.

Рис. 2.5.12. Лихтеровоз с системой погрузки лихтеров ГАН

Лихтеровозная технология позволяет осуществлять развозку мелких партий грузов в любую точку, даже на необорудованный причалами берег.

Перевозки универсальны, что позволяет в лихтерах и контейнерах одновременно перевозить грузы разной номенклатуры, с самыми различными свойствами и характеристиками, начиная с навалочных до электронного оборудования. Обычно в лихтерах перевозят грузы, не предназначенные для перевозки в контейнерах или судах-балкерах (Балкер — судно для навалочных грузов), например бумагу и изделия из нее, хлопок, изделия из черных металлов и др. Могут быть и специализированные лихтеры для перевозки наливных, скоропортящихся, тяжеловесных грузов.

Лихтеровозная система увеличивает в 3 раза интенсивность перевалки грузов по сравнению с контейнерной системой. Основой экономической эффективности данной системы может служить увеличение морской составляющей и уменьшение (исключение) перегрузочных операций в устьях рек. Эффективно реализуется в судах-лихтеровозах типа «река — море».

Достоинства лихтеровозной системы состоят в следующем.

Лихтер (баржа) может быть загружен непосредственно в порту или на причалах клиентуры, затем доставлен к месту расположения лихтеровоза, который осуществит их развозку к месту назначения. После спуска на воду лихтер может доставляться на берег буксирами.

Особое достоинство этой системы — возможность использования мелководных необорудованных причалов как на реках, так и в морском порту. Кроме того, лихтер может быть использован владельцем как временный склад.

Лихтеровозная система позволяет осуществлять перевозку и по мелководным рекам, и в межконтинентальном сообщении, а также по принципу «от склада отправителя до склада получателя». Сокращается время и стоимость перегрузочных работ, особенно по сравнению с морскими судами. Повышается оборачиваемость лихтеровозов по сравнению с судами универсального назначения.

Регулярность и работа по линейному расписанию является большим удобством для заказчиков.

Перегрузочные работы могут выполняться и без использования портового оборудования, что особенно важно для портов небольшой мощности. На упрощенных причалах можно обрабатывать лихтеры разнообразными средствами, в том числе автомобильными кранами.

Перевозка в укрупненной унифицированной таре-лихтере повышает производительность перегрузочных работ, достигающей 700... 1100 т/ч, что резко сокращает стояночное время.

Упрощаются перевозочная документация и взаиморасчеты между грузовладельцами и перевозчиками.

Система дает сокращение сроков доставки по бесперевалочной схеме перевозок «река — море». Так, из Европы до Индии, Пакистана длительность рейса 32 сут, до Меконга (Вьетнам) — 45 сут.

К недостаткам лихтеровозной системы нужно отнести следующие:

• значительные по сравнению с традиционными системами капиталовложения на строительство всего комплекса технических средств — лихтеров, лихтеровозов, буксиров-толкачей, рейдового оборудования и др.;

• несколько большая себестоимость перевозки по сравнению с речными баржами;

• низкие маневровые характеристики лихтеровозов, что может уменьшать скорость по сравнению со скоростью толкаемого состава в 2 раза. Скорость обычно ниже, так как лихтеры имеют прямоугольную форму, которая оказывает большее сопротивление при движении, что диктует необходимость применения специальных концевых приставок обтекаемой формы;

• повышенные энергозатраты на 1 т перевозимого груза по сравнению с перевозками грузов обычными баржами;

• чувствительность лихтеровозов к ветроволновому режиму, особенно при перегрузочных работах. При волне более 0,3 м работа становится небезопасной;

• использование грузоподъемности лихтеровоза лишь на 70 % из-за собственной массы лихтеров-барж и необходимости интервалов между ними при размещении.

Грузоподъемность и типы лихтеровозов различны (табл. 2.1). Отличаются они также системой подъема-спуска лихтеров: LASH («lighter aboard ship» – лихтер на судне), Sea Bee, ВАСАТ («barge aboard catamaran» - баржа-катамаран) и др. На суда типа Sea Bee загружается 48-89 лихтеров по 302...370 т, типа Sea Bee — 26-39 лихтеров по 800... 1000 т, типа ВАСАТ — 12-79 лихтеров по 140... 370 т.

Таблица 2.1

Грузоподъемность и габаритные размеры основных типов лихтеров

За сравнительно короткий период эта технология получила развитие в странах, не имеющих морских портов, а также на направлениях больших рек, например по р. Дунай. Дунай связывает несколько стран: Словакию, Венгрию, Югославию, Болгарию, Румынию и Украину, причем часть этих стран имеет и выход к морю. Дунай играет важную роль не только для Европы, но и позволяет осуществлять лихтеровозные перевозки на направлении Дунай — Индия — Пакистан и Дунай — Меконг. На Дунае работают лихтеровозы с грузоподъемностью одного лихтера 1 070 т. Лихтеровоз берет 26 лихтеров или 150 контейнеров. Перевозят генеральные, тарно-штучные, тяжеловесные грузы, контейнеры, а также металлы, бумагу, пиломатериалы, химические удобрения, различную технику. Из азиатских стран везут текстильные изделия, чай, кофе, мрамор, каучук, паркетную доску. Погрузка лихтеровоза осуществляется за 12... 16 ч.

Эксплуатируют современные лихтеровозы типа «Юлиус Фучик», «Борис Полевой», «Анатолий Железняков» и другие, технические характеристики которых представлены в табл. 4.2. Особенно целесообразно для России использование лихтеров на арктических трассах, где хорошо оборудованных портов мало. Так как навигация в Арктике продолжается ограниченное время, то построен специальный атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» для проходки по ледовым полям, который эксплуатируют в Мурманском пароходстве (рис. 2.5.13).

Для работы с лихтеровозной системой создано в 1978 г. международное судоходное предприятие «Интерлихтер» как совместное в составе Новороссийского морского, Болгарского речного, Словацкого дунайского пароходств и др. Предприятие выполняет перевозки внешнеторговых грузов придунайских стран без промежуточных перевалок. Предприятие располагает основными фондами в 2,5 млн долл., имеет 16 лихтеровозов. Лихтеровозы строят за счет части долгов России. Так, должны были построить на Северной верфи Санкт-Петербурга малый лихтеровоз на четыре лихтера и более крупный на 25 лихтеров по 800 т. Малый лихтер позволит организовать лихтеровозную систему в пределах Черного моря, связав Дунай и Волгу. Из России в страны, расположенные на Дунае, идут удобрения, окатыши, коксующиеся угля, цемент и другие, а в обратном направлении зерно из Венгрии, глинозем и зерно из республик бывшей Югославии и т.д. В период окончания навигации на Волге лихтеровоз может работать в портах Туапсе, Новороссийск, Батуми и др.

К сожалению, политические события в бывшей Югославии осложняют работу на данном направлении, что еще раз подтверждает зависимость работы транспорта от общей политики государств.

Рис. 2.5.13. Лихтеровоз «Севморпуть»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: