Виды контроля знаний обучаемых и его функции

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса является контроль за усвоением изучаемого материала, за превращением приобретаемых гуманитарных знаний в личные убеждения курсантов. Виды и формы такого контроля весьма многообразны. Особое место среди них занимают экзамены и зачеты.

Контроль по своей сущности - это сложный и многогранный процесс, пронизывающий все этапы и формы обучения в Вузе. Он включает в себя, прежде всего, наблюдение за учебно-познавательной деятельностью, ее оценку и корректировку. Главным элементом контроля является проверка качества усвоения гуманитарных и социально-экономических знаний, умение использовать приобретенные знания, законы и категории в качестве мировоззренческой и методологической основы познавательной и профессиональной деятельности.

Систематический и целенаправленный контроль существенно стимулирует познавательные усилия обучаемых, вырабатывает у них постоянную готовность к актуализации приобретенных знаний. В ходе подготовки к контрольным формам занятий в сознании курсантов происходят перегруппировка, систематизация, синтез усвоенных ранее по частям знаний, обнаруживаются и устраняются существовавшие в них пробелы. В результате складываются цельное представление о дисциплине, понимание ее внутренней логики и места в системе профессиональных знаний.

В высших учебных заведениях применяются различные виды контроля, образующие в своей совокупности цельную и стройную систему. Основными элементами этой системы являются текущий, промежуточный и итоговый виды контроля, каждый из которых имеет свои особенности и задачи.

Текущий контроль имеет целью проверку усвоения материала в процессе повседневной учебы. Он может осуществляться в таких формах, как выборочный или фронтальный опрос, контрольные работы, летучки, индивидуальные беседы, проверка конспектов и заданий на самостоятельную работу, диалог с ЭВМ и т. д. Естественно, что все это может применяться как выборочно, так и комплексно, в сочетании различных форм. Текущий контроль позволяет преподавателю изучать индивидуальные качества и способности курсантов в спокойной, рабочей обстановке, придает, учебно-воспитательной работе целенаправленность и конкретность. Весьма важен здесь и момент рефлексии, самооценки преподавателем своих собственных усилий, оперативной корректировки содержания и методики проведения учебных занятий.

Промежуточный контроль применяется, как правило, тогда, когда необходимо оценить усвоение крупных разделов или составных частей

дисциплины, и проводится реже, чем текущий. Промежуточный контроль отличается от текущего тем, что в нем более явно проступает проверочная функция. Основными формами промежуточного контроля являются индивидуальные собеседования и зачеты. Их периодическое проведение организует, систематизирует весь текущий контроль и проверку знаний, позволяет подвести предварительные итоги, выявить успехи и вскрыть недостатки, использовать все положительное и устранить то, что мешает продуктивной работе. Подведя итоги изученному, можно на более высоком уровне перейти к рассмотрению новой темы или раздела.

Итоговый контроль предназначен для проверки качества выполнения курсантами учебного плана и проводится в форме экзамена по всей дисциплине. Здесь определяется не знание разрозненных частей или разделов гуманитарного знания, а ее понимание как развивающейся системы знаний, умение использовать ее как метод познания и практической деятельности. Высшей формой итогового контроля являются государственные экзамены, результаты которых служат основанием для присвоения выпускникам Вузов соответствующей квалификации.

Все виды и формы контроля знаний взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Применение тех или иных из них определяется учебным планом, целесообразностью и творчеством преподавателя. Основными критериями их эффективности являются: степень объективности и достоверности оценки, возможность оценить глубину и диапазон знаний, оперативность контроля, его экономичность и т. д.

Зачеты и экзамены призваны реализовать в учебном процессе несколько педагогических функций: контрольную, обучающую, воспитательную и организующую.

Контрольная функция обеспечивает возможность контроля за мерой учебного труда, степенью усвоения курсантами программного материала. Объективная оценка результатов учебы позволяет оценить потребности и направления самостоятельной дальнейшей работы.

Обучающая функция состоит в том, что на экзаменах и зачетах не только проверяется уровень подготовки курсантов по дисциплине, но и продолжается их обучение. В процессе подготовки к экзаменам они повторяют материал, продумывают его основные положения, систематизируют знания отдельных вопросов и тем. На самом экзамене преподаватель углубляет и обогащает эти знания своими рекомендациями и разъяснениями. Так или иначе, сессия — это всегда время наиболее напряженной учебы. Процесс познания в период сдачи зачетов и экзаменов приобретает особую насыщенность и интенсивность.

Воспитательная функция экзаменов и зачетов проявляется в том, что они стимулируют активное отношение курсантов к учебе, учат их постоянно анализировать и оценивать свою работу и ее результаты. У курсантов формируются чувства ответственности за порученное дело, товарищества и взаимопомощи, укрепляются воля и настойчивость, складываются навыки самоанализа и самооценки.

Организующая функция призвана обеспечить выполнение учебного плана и целевых установок учебной программы. По итогам экзаменов и зачетов в определенной степени можно судить о постановке всего учебно-воспитательного процесса в ВМедА. Поэтому преподаватель, в конечном счете, проверяет также эффективность собственного труда. Вот почему важно не только обнаружить пробелы в знаниях обучаемых, но и на этой основе определить пути корректировки дальнейшей учебы.

Все указанные функции могут быть реализованы лишь при условии соблюдения педагогических требований, предъявляемых к проверке знаний по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Основными из них являются: всесторонность, индивидуальность, объективность.

Требование всесторонности предполагает выяснение всех параметров готовности курсанта к экзамену:

Ø объема и глубины его теоретических знаний, методологической и мировоззренческой культуры;

Ø умения самостоятельно работать с обязательной и дополнительной литературой;

Ø логически мыслить и ясно излагать изученный материал;

Ø анализировать нестандартные ситуации, отстаивать свою точку зрения.

Индивидуальность экзамена или зачета означает, что преподаватель в ходе его имеет дело не с учебной группой как единым целым, а с каждым отдельным ее членом поочередно. Каждый из обучаемых отчитывается сам за себя, не рассчитывая на чью-либо поддержку. Однако при этом он не может не испытывать личной ответственности за результаты сдачи экзамена учебной.

Объективность требует от преподавателя быть свободным от предубеждения, адекватно оценивать знания курсантов, состояние процесса обучения. Объективность несовместима также с либеральным отношением к недостаткам и ошибкам в ответах курсантов с поверхностной оценкой их работы. В идеале курсант должен получить пример и образец чуткости и требовательности, объективности и индивидуального подхода. Только при этом условии экзамен или зачет может выполнить свою воспитательную функцию.

Первичной, формой аттестации является зачет, он может проводится за весь завершенный курс и тогда зачет является формой итогового контроля, в другом случае на зачет выносится какая-то часть дисциплины, и тогда он становится формой промежуточного контроля.

Различие между экзаменом и зачетом весьма относительное. И тем не менее можно вычленить некоторые специфические черты зачета, отличающие его от экзамена. Во-первых, зачеты проводятся до начала экзаменационной сессии и служат основанием для допуска к экзаменам. При этом преподавателю предоставляется право ставить зачет без опроса тем курсантам, в знаниях которых он не сомневается. Такая мера является весьма существенным поощрением для тех, кто на протяжении учебного периода активно участвовал в групповых занятиях и показывал глубокие знания.

Во-вторых, зачет может проводится по билетам и без них. Вопросы ставятся преподавателем по его усмотрению, а не выбираются курсантом. Объем учебного материала, выносимого на зачет, обычно меньше, чем на экзамене. Для ответа курсанту предлагается один вопрос и защита предварительно подготовленного реферата по дисциплине.

В-третьих, результаты зачета оцениваются дихотомически, по принципу «зачтено» -«не зачтено». Иначе говоря, группа делится только на успевающих и неуспевающих. Что же касается экзамена, то здесь знания курсантов оцениваются по четырехбалльной системе. Впрочем, иногда и зачет проводится с дифференцированной оценкой. Такие зачеты могут быть в периоды экзаменационных сессий с выделением не менее одного дня на подготовку.

С точки зрения организации и методики проведения можно выделить несколько видов зачетов. Одним из них является зачет, проводимый путем индивидуального опроса каждого курсанта. Это может быть как наедине, так и в присутствии всей учебной группы, как с предварительной подготовкой курсантов, так и без нее. Достоинством данного вида зачета является то, что он позволяет более глубоко и всесторонне оценить знания курсанта^ полнее учесть его индивидуальность, постичь личностные качества. К числу же недостатков следует отнести то, что такой зачет требует много времени, потому малоприемлем для групп численностью свыше 14—15 человек. Другой недостаток — малопоучительный характер, слабость обучающей функции такого зачета. При беседе с глазу на глаз и положительные, и негативные стороны ответа курсанта остаются сокрытыми от остальных членов группы.

Другая разновидность зачета - зачет-коллоквиум. Для беседы по узловым вопросам приглашаются два-три курсанта одновременно. Каждому из них предлагается отдельный вопрос, однако, в ответе на него участвуют все трое, поправляя и дополняя своего товарища. В итоге каждый из слушателей имеет возможность высказаться трижды, по одному основному и двум дополнительным вопросам. Это вносит элемент состязательности в ход зачета, позволяет раскрыть проблему более основательно, оценить знания курсантов более объективно, полнее реализовать обучающую и воспитательную функции зачета.

Иногда применяется и такая форма, как зачет-семинар, проводимый при участии всей учебной группы. На обсуждение выносятся 2—3 крупные проблемы, по которым организуется дискуссия. Возможно, что в ней примут участие не все курсанты (для всех может просто не хватить времени). Однако зачет получит каждый. Понятно, что такая форма зачета приемлема лишь для однородных, хорошо подготовленных групп, где опрашивать каждого нет необходимости. Но поскольку такие группы нечасты, то и масштаб применения зачетов-семинаров весьма ограничен.

Более распространенной формой зачета является беседа со всей группой. Одному из курсантов (обычно тому, чья подготовка вызывает сомнения) ставится вопрос, и он отвечает на него. Других просят что-то добавить к выступлению, задать вопрос. То есть поначалу это выглядит как обычный семинар. Затем преподаватель начинает поэтапно (по 2—3) выставлять зачеты и так постепенно уменьшает число курсантов, остающихся в аудитории. К концу зачета он беседует уже только с теми курсантами, знания которых хочет проверить особенно тщательно.

Экзамен - завершающий этап, конечная фаза преподавания и изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Он способствует более углубленному, цельному по своему охвату подходу к дисциплине, помогает курсантам привести полученные знания в определенную систему. Подготовка к экзамену - это серьезный самостоятельный труд, активизирующий курсантов, способствующий выработке у них научного подхода к объяснению действительности.

Экзамен длится обычно 5—6 часов, и в течение всего этого времени от преподавателя требуется напряженное, сосредоточенное внимание. Если добавить к этому неизбежное волнение, связанное с плохими ответами, то становится понятным, почему один день экзамена утомляет больше, чем несколько дней текущей учебной работы. Однако усталость не должна влиять на объективность оценки знаний курсантов. Знания должны быть оценены правильно независимо от того, когда курсант отвечает - в начале дня экзамена или в конце. Следует помнить, что курсанты тоже устают, особенно к концу сессии. Поэтому в период подготовки к экзамену необходимо тщательно продумать не только методику его проведения; но и содержание работы по его подготовке.

Прежде всего, следует заметить, что подготовку к экзаменам можно подразделить на общую и непосредственную. Общая подготовка охватывает весь предшествующий экзаменам период изучения дисциплины. Она пронизывает весь учебный процесс, входит в виде «сверхзадачи» в каждую лекцию, каждый семинар, консультацию и все другие формы учебной и внеучебной работы.

Причем курсанты с самого начала, так или иначе, ориентируются на экзамен как естественное завершение всей их работы.

Для активизации познавательного интереса курсантов надо с самого начала сообщить им, что отличная и хорошая текущая успеваемость может служить основанием для досрочной сдачи экзаменов.

Кроме того, целесообразно уже на этом этапе ориентировать обучаемых на возможность освобождения наиболее успевающих из них от сдачи экзамена с выставлением им оценки «отлично».

В результате такого настроя к моменту экзамена преподавателю станет ясно, кто из курсантов не нуждается в прохождении этой процедуры, ибо текущая учеба уже доказала глубину и прочность их знаний. В таком случае экзамен превратился бы только в формальность.

Кроме того, освобождая курсанта от экзамена, преподаватель вовсе не освобождает его от контроля вообще. В данном случае происходит лишь замена одной формы контроля другой, ибо уверенность преподавателя в знаниях слушателя как раз и базируется на результатах постоянного контроля, осуществляемого преподавателем на протяжении всего учебного процесса. С другой стороны, сама возможность освобождения от экзамена, предоставляемая самым лучшим, служит для остальных дополнительным стимулом к глубокому и прочному овладению знаниями.

Разумеется, такой возможностью следует пользоваться в разумных пределах. Преподаватель ни в коем случае не должен стремиться к тому, чтобы обязательно в каждой группе подобрать лиц для освобождения от экзамена. Каковы должны быть критерии для освобождения? Если для освобождения от зачета достаточно систематической и добросовестной работы обучаемого, то для освобождения от экзамена, кроме того, нужно, чтобы курсант проявил подлинный интерес к знаниям, должную глубину и самостоятельность мышления, способность к широким обобщениям, методологическую культуру. И, конечно же, это должен быть убежденный человек. Убежденность его видна не только во вдумчивых, содержательных и оригинальных суждениях, но и во всем поведении, в активной социально-полезной деятельности как практическом выражении знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: