Большое значение для нормального хода собеседования имеют дополнительные и уточняющие вопросы. Они возникают на основе тех пометок, которые преподаватель делает в своей тетради во время ответа курсанта. Правда, некоторые преподаватели считают излишним исправлять ошибки в ответах курсантов, в лучшем случае фиксируют их молча, лишь для себя. По нашему мнению, этого делать нельзя. Не опровергнутые ложные убеждения или ошибочные суждения наносят вред как обучающей, так и воспитательной функции экзамена.
Вместе с тем нежелательна и другая крайность, когда экзаменатор много говорит сам, дает подробные пояснения по вопросам, вызвавшим затруднения у курсанта. Уточнение преподавателя должно быть кратким, ясным и корректным. Нельзя устанавливать истину тоном поучения или выговора, затрагивать достоинство человека.
Вряд ли оправдана на экзамене и постановка заведомо неверных, так называемых «провокационных» дополнительных вопросов. Такой подход не воспитывает доверия ни к теории, ни к преподавателю и может стать фактором, парализующим мысль и волю курсанта. Его можно использовать в ходе проведения семинарских занятий, когда возможная ошибка курсанта не ставит под сомнение результаты его работы в целом.
|
|
Итак, проблема дополнительных вопросов не так проста, как кажется на первый взгляд. Какие вопросы задавать, как задавать и как вести по ним беседу - все это требует от экзаменатора глубокой теоретической грамотности и педагогического мастерства.
По своему характеру дополнительные вопросы можно разделить на несколько типов:
Ø вопросы на уточнение (задаются они в том случае, если в ответе были допущены неточности или ошибки);
Ø вопросы на дополнение основного ответа (они нужны, если вопрос билета раскрыт неполно, неглубоко);
Ø вопросы, выходящие за пределы проблем, обозначенных в билете (ставятся в том случае, когда возникает необходимость проверить знания курсанта по разделам или всему предмету);
Ø вопросы, касающиеся деталей, тонкостей понимания основной проблемы (их задают лишь тому, кто обнаруживает повышенный интерес к дисциплине).
Практика проведения экзаменов позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций относительно дополнительных вопросов. Во-первых, дополнительные вопросы по объему должны быть уже основных, иметь более частный характер.
Во-вторых, они формулируются четко, ясно и однозначно. Нечеткая, расплывчатая, а иногда и заумная постановка вопроса может лишь сбить курсанта с толку. В-третьих, по своей сложности вопросы должны соответствовать уровню курсантов и требованиям к их подготовке. Нельзя упрощать и нельзя усложнять их. В-четвертых, задав вопрос, не надо торопить слушателя с ответом. Проявление нетерпения со стороны преподавателя не убыстряет мысль, а сбивает ее. В-пятых, вопросов не должно быть слишком много. Если один-два первых остаются без ответа, нужно снизить уровень их сложности до такого, который курсант осилит.
|
|
Важнейшим условием, обеспечивающим курсанту возможность полностью проявить свои знания, является соблюдение педагогического такта, установление на экзамене обстановки подлинного демократизма доброжелательности, товарищеского отношения к курсантам. Хорошо, когда взаимопонимание и доверие между преподавателем и курсантами, проявлявшиеся в ходе совместной учебной и общественной деятельности, сохраняются и, более того, развиваются на экзамене.
Проводя экзамен, всегда следует помнить, что курсант испытывает усталость и волнение, чувствует ответственность перед преподавателем и товарищами. Поэтому важно с самого начала установить на экзамене ровный, спокойный и в то же время заинтересованный тон общения. Надо исключить какие-либо восклицания, выражающие удивление или возмущение по поводу плохой подготовки отвечающего. Это может подействовать на него угнетающе. Так же действуют непроницаемый вид преподавателя, отсутствие с его стороны какой-либо реакции. И наоборот, одобрительный кивок может подбодрить человека, придать ему уверенность и спокойствие. Недоуменный взгляд, поднятая бровь дают понять курсанту, что он отклонился от вопроса или допускает неточности в ответе.
Опытный педагог знает, что можно до известной степени управлять ходом мысли своего ученика, не прерывая его ответа. Но реакция экзаменатора на ответ курсанта должна быть умеренной и очевидной для отвечающего. Отрицательно действует на курсанта ситуация, когда во время его ответа преподаватель разговаривает с кем-то из присутствующих. Всегда неприятно, когда тебя не слушают. Кроме того, эти разговоры курсант может принять на свой счет, что будет его смущать и отвлекать.
Особое внимание и такт преподаватель должен проявить к курсантам, у которых есть какие-то затруднения с русским языком. Здесь нужна деликатность, чтобы не задеть национальное чувство.
Не следует забывать и об эстетической стороне экзамена. Это не простая формальность, а праздник, как для курсантов, так и для преподавателя. Поэтому необходимо соблюдать определенные требования, предъявляемые * к оформлению аудитории и т. п. Здесь все имеет значение, в том числе и порядок на рабочем столе преподавателя. На экзаменационном столе должно быть только то, что необходимо для экзамена: зачетные книжки, ведомость, рабочая тетрадь преподавателя, перечень экзаменационных билетов. Сами билеты и бумагу для подготовки курсантов к ответу желательно разместить на отдельном столе.
Итак, не только четкая организационная подготовка, но и ряд психологических, этических и эстетических аспектов экзамена способны оказать существенное влияние, как на ход экзамена, так и на его результаты.
Экзамен - завершающий этап, конечная фаза преподавания и изучения дисциплины. Он имеет целью осуществление заключительного контроля самостоятельной работы курсантов по дисциплине, оценку глубины усвоения предмета, уровня знаний и представлений, навыков и умений в объеме учебной программы, способностей в анализе социальных процессов на основе научной методологии, решении профессиональных задач. Экзамен призван реализовать контрольную, обучающую, воспитательную и организующую функции в учебном процессе. Данные функции реализуются при условии соблюдения таких педагогических требований к проверке знаний и умений как всесторонность, индивидуальность, объективность.