Межнациональные различия в мимике и жестах

При межнациональном общении в случае отсутствия языкового понимания на первый план могут выходить мимика и жесты. Совокупность мимики, жестов и поз – это настоящий, хотя и бессловесный, язык. Но как и всякий язык, он у каждого народа свой. Один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное толкование. Вот здесь-то и становятся возможным недоразумения. Так, жест приглашения у японцев совпадает с нашим жестом прощания. Указательный жест японца является жестом попрошайки для американца. По этой причине американцы нередко жалуются на вымогательства портье в японских отелях, хотя японские портье тем и отличаются от портье всего мира, что не берут чаевых.

Почти половина арабов, латиноамериканцев и представителей народов Южной Европы касаются друг друга в процессе общения, в то время как это не характерно для народов Восточной Азии и практически исключено для индийцев и пакистанцев. Сточки зрения латиноамериканца, не касаться при беседе партнёра – значит вести себя холодно. Итальянцы убеждены, что так ведут себя недружелюбные люди. Японцы же считают, что касаться собеседника человек может только при полной потере самоконтроля либо выражая недружелюбие или агрессивные намерения.

Жест, которым русский сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы повернёте указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут: здесь этот жест означает остроумно сказанную фразу. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец – на свой нос.

В США «ноль», образованный большим и указательным пальцами, означает «Всё о’кэй», в Японии – деньги, а в Португалии и некоторых других странах этот жест практикуется как неприличный.

Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Англии будет расценено как выражение скептицизма.

Среди европейских народов наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Когда они чем-то восхище­ны, то соединяют три пальца, подносят их к губам и, высоко подняв подбородок, посылают в воздух нежный поцелуй. Если же они потирают указательным паль­цем основание носа, то это означает предупреждение: «Здесь что-то нечисто», «Осторожно», «Этим людям нельзя доверять».

Постукивание итальянцем указательным пальцем по носу означает: «Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют». Этот же самый жест в Голландии означает: «Я пьян» или «Ты пьян», а в Англии — конспирацию и секретность.

Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии может означать легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. В Голлан­дии этот жест означает отказ. Если же надо жестом сопроводить выговор, то указательным пальцем гол­ландцы водят из стороны в сторону около головы.

В некоторых странах Африки смех — это показа­тель изумления или даже замешательства, а вовсе не проявления веселья.

В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Однако в этом отношении надо быть предельно осторожным в ближневосточных стра­нах: не вздумайте протянуть кому-либо деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, левая рука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику. Аналогично положение дел и с ногами: последним также приписывается нечистая сила. По этой причине у мусульманских народов считается недозволительным при беседе, сидя на стуле, забрасывать ногу на ногу.

Обычай, существующий у многих арабских народов, располагаться во время разговора нам­ного ближе к собеседнику, в том числе и к женщине, чем это принято у европейцев и американцев, способен привести к обоснованным подозрениям представителей других культур.

Жители США обычно ведут разговор, располагаясь на расстоянии не ближе 60 см друг от друга. Латиноамериканец в разговоре с жителем США стре­мится приблизиться к собеседнику. Если спросить севе­роамериканца его мнение о латиноамериканце, то он ответит, что тот излишне настойчив и претендует на установление слишком близких отношений. А латино­американец в ответ на тот же вопрос скажет, что его собеседник — высокомерный и надменный чело­век. И оба, таким образом, ошибутся в своем сужде­нии, поскольку при разговоре нарушилась привычная для каждого из них дистанция.

Существуют значительные различия у народов и в отношении восприятия пространства. Так, американцы привыкли работать либо в больших помещениях, либо — если помещений несколько — только при открытых дверях, поскольку считают, что «американец на службе обязан быть открытым для окружающих». По-американски открытый кабинет свидетельствует о том, что хозяин на месте и ему нечего скрывать от посторонних глаз. Многие небоскребы в США построены из стекла и просматриваются почти насквозь. Здесь все, начиная от директора фирмы и кончая посыльным, постоянно на виду. Это создает у служащих вполне определенный стереотип поведения, вызывая ощущение, что «все сообща делают одно общее дело».

У немцев подобное рабочее помещение вызывает лишь недоумение. У них каждое рабочее помещение должно быть снабжено надежными (нередко двойны­ми) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает отрицательное к нему отношение. В Англии — это общепринятая норма.

В Англии американцев считают говорящими неснос­но громко, отмечая их интонационную агрессивность. Последнее объясняется тем, что американцев заставляет высказываться во всеуслышание их полное расположе­ние к собеседнику, а также тем, что им нечего скрывать. Англичане же, наоборот, регулируют звук своего голоса ровно настолько, чтобы их слышал в помещении только собеседник. В Америке же подоб­ная манера ведения делового разговора рассматрива­ется как «шептание» и не вызывает ничего, кроме подозрения.

Основа обычного разговора между арабами Египта — протесты. Двое респектабельных людей могут громко кричать друг на друга, причем создается впечатление, что рушится их многолетняя дружба. На самом же деле они решают, кто к кому должен прийти пообедать. Если вас приглашают зайти в гости на чашку чая, вы должны отклонить предложение, по крайней мере, с десяток раз, прежде чем дать согласие.

Среди народов мира арабы Сирии и Ливана отличаются наибольшими этнокультурными особенностя­ми языка жестов. Иному наблюдателю их частая, интенсивная и разнообразная жестикуляция кажется нарочитой, в то время как у них это не считается проявлением вульгарности, поэтому жесты активно применяются во всех сферах жизни. Нередко они производятся совместно с экспрессивной мимикой и сопровождаются смыслонеразличимыми звуками (цоканье, присвистывание и пр.), междометиями и целыми словесными формулами.

В этих странах жесты, говорящие об убежденности и решительности, выражаются в ритмичном движении ру­кой, кончики всех пальцев которой сложены щепотью, и в отбивании такта речи рукой, согнутой в локте.

Если человек хочет выразить неодобрение, отстра­ненность, то большим и указательным пальцами трет ребра указательных пальцев друг о друга.

Для выражения безусловного подчинения, внимания, уважения ладонью руки касаются лба, а затем — сердца.

Просьба о внимании может быть показана согну­той рукой, поднятой сбоку чуть выше головы с обращенной к виску и полураскрытой ладонью.

Итак, у каждого народа существует огромное множество тонкостей общения. И при необходимости для эффективного общения необходимо знать хотя бы общеизвестные принципы межличностного общения определённого народа.

Глоссарий

Авторитарность (от лат. autoritas – влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связанна с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенная самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п. Наиболее ярко А. проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении др. людей от участия в решении важнейших вопросов.

Авторитет (от лат. autoritas – влияние, власть) – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В этом значении А. может не совпадать с властью – им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих.

Агрессия (от лат. aggredi – нападать)– индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев А. возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональным состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Альтруизм (от лат. alter – другой) - ценностная ориентация личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Центральным для понятия А. является идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности субъекта, осуществляемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения целого на части. А. включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой.

Апперцепция (лат. ad – к, perception – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психологического содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. А. результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспедиции, установки и т.п.)

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. Причинами появления положительного эмоционального отношения являются: сходство характеристик субъекта и объекта восприятия, а также той ситуации, в которой они находятся (близость партнеров по общению, частота встреч, расстояние между ними и т.д.); влияние условий взаимодействия («помогающее поведение», совместная деятельность и пр.).

Аудитория (в психологии) – группа воспринимающая речь. Обычно А. представляет собой пространственно размещенную малую группу, объединенную взаимодействием с коммуникатором в процессе смыслового восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связанно с их числом. Традиционно различают «прямоугольную» и «круговую» схемы размещения. А средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и в принципе более внушаема, в сущности, она образована совокупностью малых групп.

Аутогенная тренировка (от греч. auto – сам, genoc – происхождение) – психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Аффилиация (от англ. to affiliate – присоединять, присоединяться) стремление человека быть в обществе других людей, потребность в общении, проявляющаяся в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества.

Барьер смысловой (от франц. barriere – преграда, препятствие) – взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т.д. создает у партнеров препятствие для их взаимодействия.

Барьеры психологические – психологическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъект, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б.п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»). В социальном поведении индивида Б.п. представлены коммуникативными барьерами (барьерами в общении), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т.д.

Беседа (в психологии) – метод получения информации на основе вербальной (словесной коммуникации.

Вербальный (от лат. verbalis – словесный) – термин, применяемый для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают осмысленный В. материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и бессмысленный материал (группы из трех согласных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку). В зависимости от используемого материала различают В. (словесное) и невербальное общение (например жестовое).

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Внушение (или суггестия) (от лат. suggestion) – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. В. Является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположно убеждению.

Воздействие – (в психологии) целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. В. может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара) и опосредованным (дистантным), когда информация передается в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.

Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком (см. социальная перцепция), проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Важнейшие механизмы В.м. следующие: 1) идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия– понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация – восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Вытеснение – один из видов «психологической защиты» представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, тем не менее они продолжают оказывать влияние на поведение индивида и переживаются им в форме тревоги, страха и т.п.

Диспозиционная атрибуция – объясняет поведение людей исходя из предполагаемых целей и намерений.

Диалогическое общение – противостоит авторитарному и манипулятивному типам, т.к. основано на равноправии партнеров.

Деловое общение это процесс установления развития и завершение контакта, определяющим содержанием которого, является социально-значимая совместная деятельность.

Деструктивный конфликт – разрушительное противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Заражение (в психологии) – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. При наличии обратной связи З. способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т.д. и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Однако вышедшее из-под контроля З. приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы.

Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Идентифиткация – психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, коллективом, помогающий ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать, преобразовывать социальные нормы и ценности, принимать социальные роли; понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.

Императивное общение – авторитарное, директивное. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям.

Интерактивное общение (или взаимодействия) сторона делового общения, проявляющаяся в обмене между участниками общения не только занятиями, идеями, состояниями, но и действиями, что способствует установлению особых взаимоотношений между людьми.

Интроверсия (от лат. intro – внутрь, versio – поворачивать, обращать) - тип личности по Юнгу, для которого характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – наделяю, придаю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту, эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Коммуникация (от лат. communico – связываюсь, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия, процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Коммуникативная сторона (или информационная) делового общения, которая заключается в обмене информацией между общающимися людьми: мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, т.е. приобретаем знания;

Коммуникативные барьеры - психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению.

Коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения:

· умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;

· адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;

· выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который не расходясь с нравственными нормами, наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям.

Контакт – это процесс организации личностью своего поведения в определенном пространстве и времени с использованием невербальных и вербальных средств общения, целью которого является установление особых положительных или нейтральных отношений с партнером.

Контактное поведение - установление взаимодействия партнеров по общению, проявляющееся в стремлении познакомиться, представиться, произвести благоприятное впечатление, завести общую беседу, заинтересовать партнера своей индивидуальностью и наглядно продемонстрировать, что имеется нечто общее, важное для обоих.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Конфликтоген - слова, действия (или бездействие), приводящие к конфликту.

Конструктивный конфликт – конфликт позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д.

Манипулятивное общение - воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мораль – социальный институт, система нравственных норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения.

Национальный стиль – это наиболее распространенные, наиболее вероятные особенности мышления, восприятия поведения.

Невербальные средства общения - визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.

Нормы групповые (от лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

НЛП - NLP - нейро-лингвистическое программирование - направление в психологии, с помощью приемов и техник которого увеличивается способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и способность понимать и уважать их модели мира.

Обратная связь – вербальная и невербальная реакция собеседника на поведение партнера.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании:

Общественные отношения – устойчивые связи индивидов как членов, объективно существующих социальных групп воспроизводятся, изменяются и порождаются в общении и только через общение, люди вступают в те или иные отношения.

Организация – дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Различают организацию формальную, имеющую административно-юридический статус и ставящую индивида в зависимость от обезличенных, функциональных связей и норм поведения, и неформальную, представляющую общность людей, сплачиваемую личным выбором и непосредственными внедолжностными контактами.

Переговоры — средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.

Перцепция (социальная) – (от лат. perception – восприятие и socialis –общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) и социального поведения других людей.

Перцептивная (или понимания) сторона делового общения, представляющая собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Пейсинг - способ отражения людей:

  • через язык тела (поза, походка, жестикуляция, дыхание, прикосновение, одежда и т.д.);
  • через речь (тембр голоса, темп речи, набор слов, тон и сила голоса, использование профессиональных слов и выражений);
  • через чувства (терпимость, заинтересованность, включенность, проявление уважения и квалификации, чертами характера и опыт собеседника).

Предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. П. может быть следствием поспешных выводов, базирующихся на личном опыте (см. социальный стереотип), а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков.

Раппорт (от франц. Rapport – связь, отношение) – связь, которая устанавливается в межличностных отношениях, основанная на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств, доброжелательной и дружественной атмосфере. Это единение, согласованность, настроенность на одну волну, взаимная симпатия. Люди, находящиеся в раппорте, буквально «отзеркаливают» друг друга в позах, жестах и взглядах, то есть говорят на общем языке – языке слов и языке тела.

Речь – исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения посредством языка.

Речь внутренная – различные виды использования языка (точнее языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Речь письменная – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

Речь устная (внешняя) – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Речь эгоцентрическая – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность говорящего.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Ролевое поведение (от франц. role) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связанна с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно оценивать себя, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникает эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других.

Символ (от греч. symbololn – условный знак) – образ, являющийся представителем других (как правило, весьма своеобразных) образов, содержаний, отношений.

Стереотип восприятия – (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т.п. – отражающие определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым.

Стереотипизация – (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений (стереотип восприятия). С. Является одной из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного и отражает схематизированность, аффективную окрашенность, свойственную этой форме социальной перцепции в целом. С психологической точки зрения С. Представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Совещание – вид управленческой деятельности, когда определенное число участников собирается в заранее оговоренном месте в обусловленное время для обсуждения и принятия решений по заранее поставленным вопросам.

Средства коммуникации - операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

Средства общения это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения, выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Стиль лидерства (стиль руководства) (от греч. stylos – букв. стержень для письма и англ. leader – ведущий, руководитель) – типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых (подчиненых). К. Левиным выделены три стиля лидерства: авторитарный – жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т.п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т.п.) и анархичный (отказ от управления, устранения от руководства и т.п.)

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – сдержанность, желание слышать и умение слушать. Это непредвзятое восприятие людей, терпимость, уважение другой позиции, иного мнения и терпеливость в отношениях с оппонентами.

Трансактный анализ – направление психологии разработанное Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний); 2) собственно Т.а. деятельности и общения, основаный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария – «скрипта»). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый».

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к действию, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к объекту.

Фрустрация – (от лат. frustration –обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

Эго (от лат. ego – Я) – один из компонентов структуры личности в теории З.Фрейда.

Эгоизм – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.

Экстраверсия (от лат. extra – вне, versio – поворачивать, обращать) тип личности по К. Юнгу, который характеризуется обращенностью личности на окружающий мир и в своей деятельности исходят главным образом из норм и правил поведения общества. Экстравертам свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптивность.

Эмпатия (от греч. empatheia –сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.

Этика выступления - совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих отношение выступающего к своим обязанностям, к своим слушателям.

Этикет – общепринятые правила поведения человека в обществе.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.:Просвещение, 1989.

2. Беляев Г.С, Лобзин B.C., Копылова В.А. Психологическая саморегуляция. — Л., 1977.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.

4. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.

7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. — М., 1999.

8. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. — М., 1990.

9. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.

10. Григорьева Т.Г., Минская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей. — Новосибирск, 1997.

11. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д. Карвасарского, С.Ледера. — М.: Медицина, 1990.

12. Гусев Г.В. Психология общения: тексты лекций спецкурса. — М., 1980.

13. Джампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими: Мини-курс «Разговор сучителем» — М.: Просвещение, 1988.

14. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987.

15. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

16. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие. — Л., 1991.

17. Ильин Е.Н. Искусство общения. — М.: Педагогика, 1982.

18. Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. — Воронеж, 1989.

19. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. — М.: Политиздат, 1988.

20. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.:Просвещение, 1987.

21. Кан-Калик В.А., Никаноров Н.Д. Педагогическое творчество. — М: Педагогика, 1990.

22. Ковалев СВ. Психология современной семьи: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

23. Комогорцева И.Ф. Культура педагогического общения. — Калинин, 1982.

24. Кондратьева СВ. Психолого-педагогические проблемы общения. — Гродно, 1982.

25. Крашенникова Е.А. Шаг навстречу. «Книга для учащихся» -М.: Просвещение, 1988.

26. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он,Ты, Я; Психология значимых отношений. — М.: Мысль, 1989.

27. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха: Книга для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. — М., 1993.

28. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесмена. — М., 1997.

29. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха: Учебное пособие. — Ростов -на-Дону, 1995.

30. Леви В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1989.

31. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 1989.

32. Левитан К.М. Культура педагогического общения. — Иркутск,1985.

33. Леонтьев А.А. Психология общения. — Тарту, 1974.

34. Леонтьев А.А. Педагогическое общения. — М.: Знание, 1979.

35. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. – СПб.: Речь, 2002.

36. Львова Л.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985.

37. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

38. Мелибруда Е.Я. — Ты — Мы. — М.: Прогресс, 1987.

39. Михайлова СИ. Проблемы педагогического общения. — М.:Знание, 1988.

40. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984.

41. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост.И.В. Дубровина. — М.: Политиздат, 1989.

42. Обозов Н.И. Психологическая культура взаимоотношений.М.: Знание, 1986.

43. Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие /Под ред.И.Я. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989.

44. Основы конфликтологии: Учеб.пособ. / под ред В.Н, Кудрявцева. _ М.: Юристъ, 1997.

45. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. — М.: Экономика, 1990.

46. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1989.

47. Психология межличностного познания. / Под ред. А.А. Бодалева — М.: Педагогика,1981.

48. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М,Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

49. Прикладная конфликтология: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. _ М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2003.

50. Рогов Е.И. Психология общения.- М.: ВЛАДОС, 2003.

51. Ребус Б.М. Искусство педагогического общения. — Ставрополь, 1989.

52. Ребус Б.М. Психология делового общения. — Ставрополь,1989.

53. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. — Ставрополь, 1996.

54. Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие для вузов / В.Ю. Дорошенко и др.; под общ ред.В.Н. Лавриненко. — М., 1995.

55. Спивак В.А. Этика делового общения: текст лекций / Спб. Ун-т эк-ки и фин-ов. — СПб., 1996.

56. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. третье, перераб. и доп. — Ростов-на-Дону, 1999.

57. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М., 1995.

58. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. -Минск, 1997.

59. Шейнов В.П. Искусство убеждать.- М.: ЗАО «Книга сервис», 2002.

60. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. -М., 1994.

61. Энтони Р. Секреты уверенности в себе. — М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: