Основные понятия и категории. Агностицизм(греч. а - отрицание,gnosis - знание) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира

Агностицизм (греч. а - отрицание, gnosis - знание) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Агностики разрывают сущность и явление, не идут дальше ощущений, пытаются доказать невозможность познания мира и человека, стремятся ограничить нау­ку, отказатьсяот логического мышления, от познания объективных законов природы и особенно общества.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся контролю со стороны сознания.

Восприятие - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующихна органы чувств.

Высшая нервная деятельность - совокупность сложных процес­сов образования временных связей в коре больших полушарий головного мозга. В основном она базируется на условных рефлек­сах, приобретаемых организмом в индивидуальном опыте.

Гипотеза (греч. hypothesis - основа, предположение) – это научное предположение, несущее в себе новое знание, вероятность которого обоснована новыми фактическими данными с учетом уже известных.

Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познаниямира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Догматизм (греч. dogma - мнение,учение, решение) - спо­соб мышления, оперирующий неизменнымипонятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени.

Знак – это такой материальный предмет, который является носителем информации о каких-либо других предметах, объектах.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием. Продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей.

Идеальное - субъективный образобъективной реальности возникающийв целесообразной деятельности человека. «Идеальное не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». (Маркс К, Энгельс Ф., т. 23, с.21).

Интроекция (лат. intro - внутрь, iectio - вбрасывание) – 1. В теории познания - введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. В психологии – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей.

Интуитивизм – одно из направлений в гносеологии считающее, что непосредственное постижение действительности основано на интуиции и понимается как особая способность сознания, несво­димая к чувственному опыту и логическому мышлению (А. Бергсон).

Информация (лат. informatio - изложение, разъяснение) -некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний.

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, озарение, чувство, инстинкт и т.п.

Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечномсчете является практика.

Истина абсолютная - полное исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Истина объективная – независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна – она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром.

Истина относительная – истина, не дающая полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержащая такие элементы, которые в процессе развития познания будут изме­няться, уточняться, углубляться, заменяться новыми.. Вместе с тем она означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д.

Кризис в физике - связан с крутой ломкой старых физических понятий, в результате которой были выдвинуты на первый план два момента в развитии физики: математизация и принцип относительнос­ти знаний. Невозможность чувственной наглядности наиболее прос­тых объектов физики и описаниеих на абстрактном математи­ческом языке приводили к ошибочному выводу, будто "материя исчезла", а остались одни уравнения. Крушение привычных представлений при незнании диалектики абсолютной и относительной истины вело к утверждению "чистой относительности"наших знаний, к отрицанию объективной истины,в конечном счете - к идеализму и агностицизму.

Критерий истины (греч. kriterion - мерило для оценки) - средство проверки истинности или ложности тогоили иного утвер­ждения, гипотезы.

Метод (греч. methodos - "путь к чему-либо") - способ достижения цели, упорядоченная деятельность; способ воспроиз­ведения в мышлении изучаемого предмета. Метод познания может лишь тогда быть научным, ког­да он отражает объективные законы самой действительности.

Методология - система принципов и способов, применяемых в той или иной сфере деятельности, а также учение о методах научного познания и преобразования мира.

Мозг - центральный отдел нервной системы, включает спинной и головной мозг. Головной мозг непосредственно связан с психической жизнедеятельностью животных и человека; орган управления, согласующий деятельность различных органов между собой и регулирующий с помощью психического отражения взаимоотношение организма с внешней средой.

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач. Высший продукт организованной материи (мозга).

Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Научная проблема – это такая разновидность вопросов, задач, ответ на которые не содержится в накопленных знаниях и которые требуют дополнительных исследований.

Научный факт - это отражение объективного факта в чело­веческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка (лат. factum - сделанное, совершившееся). Научный факт есть знание об объективных процессах действительности, включенное в определенную научную теорию.

Образ – любой элемент знания, несущий содержательную информацию о некотором классе объектов, идеальная форма бытия предмета в сознании человека.

Объект (лат. objectum - предмет) - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность человека.

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга.

Ощущение - элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объектив­ного мирана органы чувств животных и человека.

Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей по приобретению и развитию знания.

Познание рациональное – это сложный, присущий только человеку способ отражения объективного мира посредством абстрактного мышления.

Познание чувственное – это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств.

Понимание - присущая сознанию форма освоения действитель­ности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.

Понятие - однаиз форм отражения мира на рациональной ступени познания, связанная с применением языка - это логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения объекта. В понятии происходит обобщение предметов и явлений.

Практика - это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природы и общества и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Основа познания.

Практика военная – материальная, чувственно-предметная и целесообразная деятельность людей в области военного дела. Включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность.

Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

Рационализм – способ мышления, основанный на разуме, рассудке.

Релятивизм (лат. relativus - относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Рефлексия – (лат. reflexio – обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Рефлексы безусловные - врожденные ответные реакции организма, характеризующиеся постоянной и однозначной связью меж­ду воздействием на тот или иной рецептор и определенной ответ­ной реакцией, обеспечивающий приспособление организмов к стабильным условиям жизни. Сложные комплексы и цепи безусловных рефлексов называются инстинктами.

Рефлексы условные - приобретенные при жизни организмов реакции, служащие механизмом приспособления к сложным изменчивым усло­виям

Речь - это процесс пользования языком. Деятельность человека, заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и пере­дачеим мыслей посредством того или иного языка.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом.

Созерцательность - подход к познанию как пассивному процессу восприятия, созерцания, когда внешний мир действует на органы чувств чело­века, а последний лишь воспринимает их.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку и связанная с речью форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собствен­ного бытия.

Субъект (лат. subjectum - подлежащее) - активно действую­щий и познаС

Познания – социально сформированный человек, который овладел культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности.

Суждение – это мысль, посредством которой отражаются многообразные отношения и свойства познаваемых объектов, оно представляет собой взаимосвязь нескольких понятий.

Теория – форма научного познания, система основных идей в той или иной отрасли знаний, научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность.

"Теория символов" - субъективно-идеалистическая концепция, согласно которой, якобы, ощущения и представления человека явля­ются не образами, не снимками вещей, а условными знаками, сим­волами, иероглифами, обозначающими сходство с самими вещами. Отсюда делают вывод, что поскольку символы не похожи на вещи, которые они обозначают, то вещи никогда не могут быть познаны.

Умозаключение – это форма логического познания, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

Эвристика (греч. heurisko - отыскиваю, открываю) - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении.

Эмпиризм (греч, empeiria - опыт) - учение в теории позна­ния, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знания обосновываются в опыте и посред­ством опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: