Агностицизм (греч. а - отрицание, gnosis - знание) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Агностики разрывают сущность и явление, не идут дальше ощущений, пытаются доказать невозможность познания мира и человека, стремятся ограничить науку, отказатьсяот логического мышления, от познания объективных законов природы и особенно общества.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся контролю со стороны сознания.
Восприятие - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующихна органы чувств.
Высшая нервная деятельность - совокупность сложных процессов образования временных связей в коре больших полушарий головного мозга. В основном она базируется на условных рефлексах, приобретаемых организмом в индивидуальном опыте.
Гипотеза (греч. hypothesis - основа, предположение) – это научное предположение, несущее в себе новое знание, вероятность которого обоснована новыми фактическими данными с учетом уже известных.
|
|
Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познаниямира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Догматизм (греч. dogma - мнение,учение, решение) - способ мышления, оперирующий неизменнымипонятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени.
Знак – это такой материальный предмет, который является носителем информации о каких-либо других предметах, объектах.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием. Продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей.
Идеальное - субъективный образобъективной реальности возникающийв целесообразной деятельности человека. «Идеальное не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». (Маркс К, Энгельс Ф., т. 23, с.21).
Интроекция (лат. intro - внутрь, iectio - вбрасывание) – 1. В теории познания - введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. В психологии – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей.
Интуитивизм – одно из направлений в гносеологии считающее, что непосредственное постижение действительности основано на интуиции и понимается как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и логическому мышлению (А. Бергсон).
|
|
Информация (лат. informatio - изложение, разъяснение) -некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний.
Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, озарение, чувство, инстинкт и т.п.
Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечномсчете является практика.
Истина абсолютная - полное исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
Истина объективная – независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна – она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром.
Истина относительная – истина, не дающая полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержащая такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми.. Вместе с тем она означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина.
Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д.
Кризис в физике - связан с крутой ломкой старых физических понятий, в результате которой были выдвинуты на первый план два момента в развитии физики: математизация и принцип относительности знаний. Невозможность чувственной наглядности наиболее простых объектов физики и описаниеих на абстрактном математическом языке приводили к ошибочному выводу, будто "материя исчезла", а остались одни уравнения. Крушение привычных представлений при незнании диалектики абсолютной и относительной истины вело к утверждению "чистой относительности"наших знаний, к отрицанию объективной истины,в конечном счете - к идеализму и агностицизму.
Критерий истины (греч. kriterion - мерило для оценки) - средство проверки истинности или ложности тогоили иного утверждения, гипотезы.
Метод (греч. methodos - "путь к чему-либо") - способ достижения цели, упорядоченная деятельность; способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Метод познания может лишь тогда быть научным, когда он отражает объективные законы самой действительности.
Методология - система принципов и способов, применяемых в той или иной сфере деятельности, а также учение о методах научного познания и преобразования мира.
Мозг - центральный отдел нервной системы, включает спинной и головной мозг. Головной мозг непосредственно связан с психической жизнедеятельностью животных и человека; орган управления, согласующий деятельность различных органов между собой и регулирующий с помощью психического отражения взаимоотношение организма с внешней средой.
Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач. Высший продукт организованной материи (мозга).
Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Научная проблема – это такая разновидность вопросов, задач, ответ на которые не содержится в накопленных знаниях и которые требуют дополнительных исследований.
Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка (лат. factum - сделанное, совершившееся). Научный факт есть знание об объективных процессах действительности, включенное в определенную научную теорию.
|
|
Образ – любой элемент знания, несущий содержательную информацию о некотором классе объектов, идеальная форма бытия предмета в сознании человека.
Объект (лат. objectum - предмет) - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность человека.
Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга.
Ощущение - элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объективного мирана органы чувств животных и человека.
Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей по приобретению и развитию знания.
Познание рациональное – это сложный, присущий только человеку способ отражения объективного мира посредством абстрактного мышления.
Познание чувственное – это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств.
Понимание - присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.
Понятие - однаиз форм отражения мира на рациональной ступени познания, связанная с применением языка - это логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения объекта. В понятии происходит обобщение предметов и явлений.
Практика - это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природы и общества и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Основа познания.
Практика военная – материальная, чувственно-предметная и целесообразная деятельность людей в области военного дела. Включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность.
|
|
Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
Рационализм – способ мышления, основанный на разуме, рассудке.
Релятивизм (лат. relativus - относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Рефлексия – (лат. reflexio – обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Рефлексы безусловные - врожденные ответные реакции организма, характеризующиеся постоянной и однозначной связью между воздействием на тот или иной рецептор и определенной ответной реакцией, обеспечивающий приспособление организмов к стабильным условиям жизни. Сложные комплексы и цепи безусловных рефлексов называются инстинктами.
Рефлексы условные - приобретенные при жизни организмов реакции, служащие механизмом приспособления к сложным изменчивым условиям
Речь - это процесс пользования языком. Деятельность человека, заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и передачеим мыслей посредством того или иного языка.
Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.
Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом.
Созерцательность - подход к познанию как пассивному процессу восприятия, созерцания, когда внешний мир действует на органы чувств человека, а последний лишь воспринимает их.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку и связанная с речью форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Субъект (лат. subjectum - подлежащее) - активно действующий и познаС
Познания – социально сформированный человек, который овладел культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности.
Суждение – это мысль, посредством которой отражаются многообразные отношения и свойства познаваемых объектов, оно представляет собой взаимосвязь нескольких понятий.
Теория – форма научного познания, система основных идей в той или иной отрасли знаний, научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность.
"Теория символов" - субъективно-идеалистическая концепция, согласно которой, якобы, ощущения и представления человека являются не образами, не снимками вещей, а условными знаками, символами, иероглифами, обозначающими сходство с самими вещами. Отсюда делают вывод, что поскольку символы не похожи на вещи, которые они обозначают, то вещи никогда не могут быть познаны.
Умозаключение – это форма логического познания, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.
Эвристика (греч. heurisko - отыскиваю, открываю) - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении.
Эмпиризм (греч, empeiria - опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.