Вопрос 3. Формы духовно-практическогоосвоения мира

В процессе развития общества меняются взгляды людей, существующие идеи, ценности, идеалы меняется общественное сознание. Чем это обусловлено? Где причина тому? Радикально изменились условия жизнедеятельности людей, а вместе с ними и на их основе и сами люди: их взгляды, системы ценностей, условные установки, исторические концепции, т.е. изменилось общественное бытие людей, что и влияло на сознание людей и общества в целом.

Общественное бытие людей это и есть та общественно объективная реальность, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании, определяет его и в конечном счёте направление его развития, его «взлёты и падения», открытия и иллюзии.

Общественное сознание представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Таким образом, материальная и духовная стороны жизни общества диалектически взаимосвязаны. Это позволяет нам осуществить философский анализ общественного сознания как основы духовной деятельности, духовно-практического освоения действительности.

Общественное сознание-это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, настроений, чувств, привычек, отражающих материальные условия жизни людей, их общественное бытие. Общественное сознание включает: теоретические взгляды на существующий общественный строй (философские, экономические, политические, эстетические и д.р.), теоретическое знания о природе, служащие обществу (естественно-научные знания), общественную психологию (общественное мнение, традиции, настроения, чувства, иллюзии, пережитки), эмпирические знания (непосредственные знания о природе, накопленные человеком в ходе повседневной деятельности).

Общественное сознание это достаточно сложный социальный феномен. В его структуре по глубине проникновения в действительность можно выделить два уровня:

обыденное сознание (эмпирический уровень) - совокупность знаний, чувств, настроений, стихийно вырабатываемых социальными группами, классами, нациями под влиянием их повседневной будничной жизни.

Обыденное сознание включает: эмпирические знания людей (опыт, традиции, привычки), общественная психология (социальные чувства, настроения, побуждения, а так же возможные иллюзии и пережитки).

Основное содержание обыденного уровня в общественной психологии. Общественная психология-совокупность взглядов, чувств, настроений, привычек, норм житейского поведения, формируемся под прямым воздействием условии жизни какого либо класса, или уникальной группы людей. Общественная психология вырабатывается стихийно. Она не поднимается до теоретических обобщений и выводов. На этом уровне общественное сознание не способно проникать в сущность явлений и процессов, не может сформироваться в научную систему, выступающую теоретической основой в решении практических задач. Общественная психология не ограничивается лишь сферой чувственного восприятия. Она отражает действительность и в форме политических, правовых, нравственных воззрений и представлений, которые ещё не сложились в стройную систему идей, но обычно соответствуют социальным целям и потребностям общественного развития.

Теоретический уровень общественного сознания - эта сфера общественного сознания, которая отражает общественную жизнь в идеях и взглядах, оформленных в естественно-научные система. Оно включает: систему знаний (понятий и теорий, соответствующих объективной действительности! естественно- технические знания; идеологию преломляющую действительность через призму коренных интересов социальных субъектов.

Основа научно-теоретического уровня составляет идеология. Идеология-это система взглядов, идей, теорий, оценок выражающих коренные общественные интересы того или иного социального субъекта, его отношение к социальной действительности и понимание перспектив общественного развития. Идеология это не просто набор взглядов, но всегда определённая их система. Идеология различается: экологическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная и т.д.

Основанием для деления общественного сознания на научно-теоретический и обыденно-психологический уровни является различная полнота и систематизированность отражения природы и общества, теоретический или Эмпирический характер этого отражения. Научно-теоретический уровень характеризуется по сравнению с обыденным большей завершенностью, устойчивостью, логической стройностью, глубиной и системностью отражения реальности. Обыденное и теоретическое сознания взаимосвязаны. Однако центральную, доминирующую роль в общественном сознании играет его теоретический уровень.

В структуре общественного сознания по носителю различают: сознание индивида, сознание группы, сознание класса, сознание науки, сознание общества. Индивидуальное сознание - отражение человеком реальности через призму конкретных условий его жизни. Наличие в сознании индивида «своих» идей и взглядов в диалектической связи с общественными определяют неповторимость, уникальность каждой личности и, с другой, её сознания от общественных идей и установок. Индивидуальное сознание по объему и содержанию беднее, уже общественного сознания, хотя общественное сознание в свою очередь не включает полностью все оттенки индивидуального сознания.

В структуре общественного сознания, исходя из сторон отражаемой действительности, выделяют его формы: политическое, правовое, наука, Эстетического, нравственное, философия, религиозное. Многообразие форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира природы и общества, т.е. предметом отражения. Различные формы сознания отражают различные стороны действительности. Все формы общественного сознания тесно взаимосвязаны, различие между ними относительно.

Политическое сознание - этосовокупность идей, взглядов, теорий, представлений, традиций, а так же политических обычаев, мнений, настроений, социальных чувств общества, класса, социальной группы, в которых отражается действительность через призму политических интересов, связанных с проблемами власти, государственного устройства. Оно отражает фактическое положение конкретных субъектов в обществе по отношению к власти.

Политическое сознание содержит в себе обыденно-психологический и теоретический (идеология) уровни. Политическая психология — это непосредственный продукт социальной деятельности социального субъекта, повседневных условий жизни и борьбы, заключающиеся в специфической политико-психологических качествах социального субъекта и проявляющийся в политических взглядах, чувствах, настроениях его представителей. Она формируется на основе стихийного отражения субъектом социальных симпатий и антипатии, политических чувств ненависти, доверия и дружбы, настроениях энтузиазма, подъема или пассивности и апатии. Это массовые представления людей о справедливости и несправедливости существующих социальных порядков и соответствующее им устремление масс в процессе их повседневной деятельности. Сюда так же включаются иллюзии, предрассудки, предубеждения, порожденные субъективным искажениями в познании.

Политическая идеология-это системно-теоретическое выражение коренных интересов, исторических целей и задач социального субъекта, его взглядов на общественный или государственный строй, способы и формы завоевания, удержания, защиты политической власти и её использование в своих интересах. Сущность политической идеологии проявляется в её социальных функциях: моральные качества личности, нравственная позиция личности, межличностные моральные отношения, нравственные чувства, эмоции.

Основной «клеточкой» и непосредственным продуктом нравственной деятельности можно считать поступок - единство моральных побуждений и реальных действий, в которых объективируется отношение личности к себе и другим.

Нравственное сознание неразрывно связано с эстетическим сознанием. Эстетическая форма общественного сознания отражает не одну какую-либо сторону, а все стороны общественных отношений. Как показывает весь процесс развития человечества, эстетический аспект обнаруживается и в отношении человека к природе, и в производственных, и в бытовых, семейных отношениях и т.п., т.е. исходя из объекта отражения, эстетическое сознание обладает определённой степенью универсальности. Как и любой другой эстетический способ отражения действительности - оценочный. Но здесь действительность оценивается обязательно в единстве содержания и формы. Для эстетической оценки внешнее проявление предмета, его оформленность не менее важны, нежели его содержание, его внутренняя сущность. Но лишь в том случае появится эстетическое восприятие, когда это внешнее проявление будет гармонично связано с самой сущностью предмета, процесса. Эстетическому способу отражения присуща образность. Здесь действительность отражается не в формулах, дефинициях, а в образах, которые в большинстве своем носят конкретно-чувствительный характер. Эстетический способ отражения имеет чувствительно-эмоциональный характер.

Основой эстетического сознания являются: способность отражать действительность в эмоционально-образной форме; отражение мира с точки зрения совершенства, красоты в виде человеческих переживаний, которые приносят духовное удовлетворение. Эстетическое сознание это совокупность чувств, переживаний, суждений, благодаря которым мы получаем особое, эмоциональное значение об окружающей нас действительности и выражаем своё отношение к ней.

Ядром эстетической формы общественного сознания является искусство как отражение действительности в художественных образах. Это специфическая сфера эстетического познания и художественной деятельности, особый вид духовного производства и духовного общения людей.

Важное место среди форм, духовно-практического освоения действительности (мира) отводится науке.

Наука - это среда человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Под наукой обычно понимают и исторически развивающуюся совокупность знаний, и социальный институт, в рамках которого они осуществляются. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование деятельности, выявление законов её функционирования и развития, на получение научного знания.

Научное знание имеет два уровня:Эмпирический - знание поверхностных характеристик объекта без проникновения в его сущность.Теоретический - знание глубинных характеристик объекта, вскрытие его сущности.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике науки принято подразделять на фундаментальные (познание базисных структур природы общества, мышления) и прикладные (применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем). В современной науке широкое распространение и развитие приобретают междисциплинарные и комплексные исследования, проводимые средствами нескольких научных дисциплин.

Социальная роль науки проявляется в её функциях. Особенно велико производственное значение науки. В современных условиях общественный прогресс без науки невозможен.

Одной из форм духовно-практического освоения действительности является религия.

Религия представляет собой сложное социальное явление. В её структуре выделяют: религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения и культ. Важнейшим компонентом религии выступает религиозное сознание, которое включает религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология сложилась в первобытную эпоху в качестве стихийного выражения бессилия людей перед непознанными и потому демоническими природными и социальными силами. Религиозная психология-это совокупность настроений, чувств и привычек, посредствам которых у верующих людей закрепляется и воссоздаётся вера во всё сверхъестественное. Доминирующими в ней являются наряду с чувствами и настроениями, образные представления, сопровождаемые непосредственными переживаниями Эмоционально-чувствительные образы и переживания религиозной психологии отличаются своей устойчивостью, живучестью.

Если религиозная психология формируется непосредственно в сознании верующих специфическими сторонами их жизнедеятельности, то религиозная идеология вырабатывается специальными отрядом религиозных идеологов-теологов. Оформление религиозной идеологии проходило в процессе становления и развития общества в результате общественного разделения труда. Именно к этому времени относится возникновение религии как социального явления. Религиозная идеология-это система идей, обосновывающих бытие Бога и направленная на духовное воздействие на массы. Центральным элементом является теология, основными задачами которой являются приведение в систему, обобщение и согласование всех элементов религиозной догматики и приспособление её к массовому сознанию.

Таким образом, основу духовной жизни общества как целостной системы составляют духовная деятельность, источником которой являются духовные потребности.

Основными методами духовного и духовно-практического освоения действительности являются политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное, философское, религиозное сознание и виды деятельности.

Таким образом, духовность - важнейший социальный феномен, который рождается в самой реальности как ее необходимый компонент, поскольку человек оказывается творцом своей жизнедеятельности, субъектом социальной реальности. Она формируется не под влиянием вещей, а под влиянием социальных процессов. Духовность является средством гуманизации общественных связей и отношений.

Основу духовной жизни общества как целостной системы составляют духовная деятельность, источником которой являются духовные потребности.Основными методами духовного и духовно-практического освоения действительности являются политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное, философское, религиозное сознание и виды деятельности.

Задание к семинарскому занятию находится в задании №14. Внимательно ознакомьтесь с его содержанием и выполните содержащиеся в нем рекомендации и советы.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «духовность».

2. Каковы факторы, определяющие духовность социального субъекта?

3. В чем особенности формирования духовности личности?

4. В чем особенности духовной деятельности военного врача.

5. Выберите верное суждение:

а) общественное сознание — это вся совокупность духовных процессов, протекающих в обществе;

б) общественное сознание — это отражение в сознании людей общественных, а не природных связей и явлений;

в) общественное сознание — это рациональное отражение действительности;

г) общественное сознание — это правильное, верное отражение любой действительности в головах людей.

6. В чем состоит диалектика общественного и индивидуального сознания?

7. Какое явление относится к идеологии?

а) художественное чутье;

б) юриспруденция;

в) патриотизм;

г) религиозные чувства.

8. Какую роль призвана играть в обществе мораль?

9. В чем специфика искусства как формы духовного освоения действительности?

10. Как понимать тезис: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?

11. В чем заключаются источники современных глобальных проблем?

12. Какие глобальные проблемы являются наиболее актуальными?

13. Каковы возможные пути разрешения современных глобальных проблем?

14. В чем заключаются особенности проявления глобальных проблем в современной России?

15. Каковы возможные направления воздействия медицинского сообщества на решение глобальных проблем современности?

Вопрос 4. Глобальные проблемы современности: причины, признаки, классификация, содержание.

В процессе подготовки обсуждения на семинаре четвертого вопроса обратите внимание на причины появления ГПС, которые коренятся, прежде всего, в деятельности современного человечества. Для понимания сущности ГПС целесообразно разобраться с происхождением их названия, признаками, вариантами их классификации, содержанием глобальных проблем современности. Обратите внимание на проявление ГПС в Российской Федерации, их особенности. Главным в содержании обсуждаемого вопроса является и поиск средств, оптимальных вариантов снижения напряженности ГПС, способов их ослабления и разрешения. Важно понять, что глобальные проблемы нуждаются в неотложном решении усилиями всего человечества при ведущей роли наиболее развитых стран мира, привлечения к ним внимания политических, религиозных лидеров, научного сообщества, финансовых структур, авторитетных общественных организаций. Разрешение ГПС требует значительных финансовых ресурсов. Таким ресурсом вполне бы могли стать финансовые затраты на военные расходы. Среди наиболее оптимальных путей разрешения ГПС видятся следующие: обновление мировоззрения современных людей экологической проблематикой, формирование экологической психологии, экологического правосознания, экологического научного сознания, разработка и внедрение безопасных для окружающей среды технологий, предполагающих гармонию с природой, проведение всеобщей экологической экспертизы новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важное значение, изменение отношения в обществе к окружающей среде, формирование новой нравственности. Перспективным видится путь ограничения роста численности населения, в первую очередь в развивающихся странах и другие.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются источники современных глобальных проблем?

2. Каковы признаки глобальных проблем современности?

3. Какие варианты классификации ГПС Вам известны?

4. Какие глобальные проблемы являются наиболее актуальными?

5. Каковы возможные пути разрешения современных глобальных проблем?

6. В чем заключаются особенности проявления глобальных проблем в современной России?

7. Каковы возможные направления воздействия медицинского сообщества на решение глобальных проблем современности?


ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени С.М.Кирова

Кафедра общественных наук


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: