Основные категории и понятия

альтернатива (лат. alternus - попеременный) - необходи­мость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

аналогия (греч. analogia - соответствие) - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отно­шениях. Обычная схема: объект «B» обладает признаками (а, b, c, d, e), а объект «С» обладает признаками (b, c, d, e);т.е.объект «С» обладает, вероятно, и признаком (а).

антитехницизм – признание отрицательного воздействия техники на человека и развитие общества. Все беды и пороки современного общества с точки зрения антитехницизма являются результатом непомерного развития техники, которая подчиняет себе человека.

антропогенная среда – очеловеченное пространство, сам человек и продукты его трудовой жизнедеятельности.

военно-техническая культура - совокупность военно-технических знаний, ценностей, навыков, умений и качеств военнослужащих, позволяющих эффективно использовать в военной деятельности оружие и технику.

глобальные проблемы - комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионыили страны. (Пример: предотвращение термоядернойвойны,социальное развитиеи экономический рост вмире, экологическая проблемаи т. д.).

гуманизм (лат. humanus – человечный) - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей,их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни,

демография (греч. demos - народ) - наука о народонаселении, его структуре (половозрастной, профессиональной, региональной, этической) и динамике (рождаемость, смертность, миграции и т. д.).

иерархия (греч. hieros - священный и arche - власть) - тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимо­действий между отдельными уровнями по вертикали. Это понятие широко применяется в различных областях современной науки.

индустриальное общество – общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры.

интеграция – процесс или действия, имеющие своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства.

интенсивный (фр. intensif, лат. inteensio - напря­жение) – напряженный, усиленный.

интернационализация (от лат. inter – между и natio – народ), процесс сближения интересов социальных субъектов различных наций и рас, проявляющийся в их психологии, идеологии и социальной практике.

информатизация общества – стремительное нарастание объема экономической, политической, технической, научной, бытовой, правовой и духовно-культурной информации, необходимой для решения быстро усложняющихся социально-экономических, научно-технических, бытовых и культурных проблем. Информатизация включает в себя создание и внедрение компьютеров, современных средств связи, телекоммуникаций, создание программной продукции, обеспечивающей компьютеризацию производства, управления, быта и т.д., а также создание интегрированных систем связи и общедоступных баз данных и знаний.

конвергенция (от лат. – приближаюсь, схожусь) - одна из концепций современной западной социологии и политологии, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между странами и социальными системами стран постепенно сглаживаются так, что в перспективе они имеют тенденцию к полному слиянию.

научно-технический прогресс – особая форма прогресса, связанная с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии.

отчуждение – объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу.

перспектива (фр. perspective, лат. perspicere насквозь видеть, внимательно рассматривать) - виды на будущее; в перспективе - в будущем, впереди.

права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

приоритет (лат. prior - первый) - первенство (в открытии, изобретении и т. п.).

прогноз (греч. prognosis) - предвидение, предсказание, основанное на определенных данных, например: прогноз погоды, прогноз течения и исхода болезни.

прогнозирование (греч. prognosis - предвидение) - разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления. В социальной сфере составляет одну из научных основ социального управления.

терроризм международный (от лат. terror- страх, ужас) – насильственные акты, совершаемые против лиц или объектов, находящихся под защитой международного права.

техника – система созданных человеком средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса.

техника военная – это специфический вид техники, используемый в качестве средства воинской деятельности, в конструкции которой целенаправленно отражены особенности военного дела.

технократизм – абсолютизация роли техники в социальной жизни, признание техники и технологии решающими факторами развития человека.

футурология (лат. futurim - будущее и logos - учение, слово) представление о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.

экология (греч. oikos - обиталище и lodos – учение, слово) - раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

экспертиза (лат. expertus - опытный) - исследование и разрешение припомощи сведущих людейкакого-либо вопроса, требующего специальных знаний, например: врачебная экспертиза, бухгалтерская и т. п.

экстенсивный (лат.extensivus - расширяющийся, удлиняющийся) - означает не качественное,а лишь количественное увели­чение, расширение, распространение.

эпоха (греч. epoche - букв. задержка, остановка) - период в развитии природы, общества, объекта, явления, отлича­ющийся определенной специфичностью, качественными особенно­стями. Исторические эпохи связаны с развитием определенных общественно-экономических формаций, фаз, ступеней какой-либо формации или периодами перехода от одной формации к другой.

этнос – локализованная большая общность людей, консолидированная как форма активной их адаптации к региональным условиям природной среды посредством выработанного уникального способа деятельности – культуры.

Вопрос1. Духовность общества как социальный феномен

Наряду с духовностью широко используются близкие понятия «дух» и «душа». Эти понятия рассматриваются в двух аспектах: религиозном и философском.

Религиозная традиция. Дух (греч. pneuma, лат. spiritus) - понятие, означающее сверхъестественное существо, один из основных объектов религиозной веры.Вера в Духа возникает с появлением человечества. В первобытном обществе Дух либо отождествлялся с вещами (фетишизм), либо отделяется от них (анимизм). Различался Дух деревьев, рек, леса, гор, рождения и смерти, болезней, общины, рода и т.д.

С возникновением мировых религии дается более глубокое толкование Духа и особенно в христианстве, в частности в восточной его ветви -православии. Святой Дух есть третье Лицо, или третья Ипостась святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троицы. Григорий Богослов в своем Слове на Крещении говорил: «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня. Когда один из Трех представляется мне, я думаю, что это целое, до того мой взор наполнен Им», т.е. наша мысль должна безостановочно двигаться, перебегать от Одного к Трем и снова возвращаться к Единству.

Он (Святой Дух) извечно исходит от Бога - Отца, пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. Григорий Богослов пишет: «Быть рожденным, рождаться и исходить дает наименования: первое - Отцу, второе - Сыну, третье - Святому Духу, так что неслитность трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинства Божества. Сын - не Отец, потому что Отец - один, но тоже что и Отец. Дух не Сын (потому что Единородный один), но то же, что Сын. И Три - единое по Божеству». То есть, Сын рожден от Бога - Отца, а Святой Дух - исходный от Бога - Отца. Как равный по своему достоинству Отцу и Сыну Святой Дух поклоняем и прославляем наравне с Ними. Однако Святой Дух в личном своем сошествии своего лица не являет. Он приходит не во имя Свое, но во имя Сына, чтобы свидетельствовать о Сыне, как и Сын пришел во имя Отца, чтобы возвестить об Отце. По этому поводу Григорий Нисский говорит: «Ни Отец без Сына никогда не мыслиться, ни Сын без Отца никогда не понимается».

Если Христос - глава церкви, которая есть его Тело, то Святой Дух есть тот, который наполняет все во всем, т.е. церковь есть Тело, поскольку Христос - ее глава. Церковь есть полнота, поскольку Дух Святой ее животворит и наполняет божеством.

Святой Дух имеет все божеские свойства и действия: всеведение, вездесущие, вечность, творение и т.д. В одном из текстов пророк Исайя выделяет следующие дары Святого Духа: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия.

Святой Дух сообщает себя личностям, отмечая каждого члена церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, становясь «присутствующим в каждой личности». Каким образом? Это - тайна. Святой Дух, сошедший на учеников в огненных языках, невидимо нисходит на новокрещаемых в таинстве святого миропомазания. Он сообщает человеческой личности божественность, т.е. благодать (общую энергию Пресвятой Троицы).

Учение о Святом Духе раскрыто в Ветхом Завете, Новом Завете, в писаниях святых апостолов, в толкованиях, творениях отцов церкви (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и др.)

В противоположность Восточной православной церкви Западная церковь (особенно католическая) нарушала постановления этих соборов и внесла изменения в учении о Святом Духе, утверждая, что Святой Дух исходит вечно не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Это основное расхождение между православием и католицизмом. Остальные расхождения - только его последствия.

Близким понятием Духа является понятие «душа». Душа (греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противоположное телесному и определяющая жизнь, способности и личности человека.

Вера в душу восходит к первобытным истолкованиям таких естественных явлений как дыхание, сновидения, смерть и т.д. Представления о душе эволюционируют от наивных представлений о душе (как уменьшенной или утонченной копии человека) к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то нематериальном, бесплотном и автономном. Согласно Святому Писанию, человек состоит из тела и души. Душа оживляет тело, одухотворяет его. Душу часто называют дыханием жизни, духом жизни или просто духом.

Душа не происходит от тела, она имеет свой источник в Боге. Душа человека была сотворена Богом как нечто самостоятельное, отдельное и отличное в материальном мире способом, который называется «вдухновением Божьим». Особенные свойства души состоят в ее бессмертии, единстве, духовности, способности разума, свободы, дара слова. На доктрине о бессмертной душе построена вся система религиозной догматики, идеологии и культа, eю пронизана вся религиозная психология, черпающая в вере утешение, надежду на преодоление смерти и загробное царство. Учение о душе лежит также в основе в основе всей религиозной морали, т.к. все нравственные нормы соотносятся со спасением души от греха и смерти.

Таким образом, в религиозной традиции «дух» и «душа» есть нечто абстрактное, сущностное и по своей природе божественное.

Философская традиция. С попытками анализа духа и души мы встречаемся уже в древнеиндийской философии, где понимание духа раскрывается через понятие драхма -высшей реальности, объективного начала, из материализации которого возникает весь мир, а понимание души связано с понятием атмана -субъективного духовного начала, индивидуального «Я».

В Древней Греции понятие духа (нус, пневма и др.) первоначально мыслилось как тончайшим субстрат с некоторыми признаками материи. Только с Сократа начинается философская трактовка духа, души и отношения души к телу. Сократ связывал душу и тело в единстве, хотя и противопоставлял их друг другу. Для него они составляли две части живого и целостного человека, но части далеко не равноценные. Душа «царит» в нас, но в отличии от тела, она невидима. Она управляет нашим телом, всеми нашими поступками. Моральное поведение есть поведение разумной души, а не тела. Душа - источник благоразумия, сдержанности и самообладания. До тех пор пока душа сохраняет контроль над телом и чувствами, человек остается нравственным. Когда же физические и чувственные удовольствия берут вверх над душой, человек перестает быть нравственным. Сократ считал, что «душа человека... причастна Божеству» Бог Сократа - это безличный вселенский разум, сверхчеловеческая мудрость.

У Платона и Аристотеля важнейшим понятием становится нус (ум), выступающий перводвигателем космоса и формообразующим началом.

Платон утверждал: единство идеи и обеспечивает мировая душа. Идея, материя, мировая душа обеспечивают предметный мир, а создателем всего является Бог. Он есть начало, сущность всего в мире и мира в целом. Все знания об идеях, по Платону, заключены в душе. Задача познания состоит в том, чтобы душа вспомнила, что она наблюдала в мире идей и забыла при спуске на Землю, при вселении в человеческое тело.

В понимании Аристотеля душа активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него. В трактате «О душе» он дает три определения души:

-душа есть сущность естественного тела;

-душа есть энтелехия такого тела (энтелехия - активное начало);

-душа есть суть бытия и форма тела.

Аристотель понимает душу широко: жизнь, движение, ощущение, память, разумность - все это дело души. Виды души по Аристотелю:

-растительная душа;

-животная душа;

-человеческая душа, являющаяся самой сложной.

В отличии от космологической безличностной трактовки духа в античности средневековая библейско-христианская традиция представляет дух прежде всего как личностный абсолют и личную волю (Бога), сотворившую из ничего мир и человека, а душа человека - созданное Богом неповторимое духовное начало.

Так, по мнению Августина, душа представляет собой независимую от тела духовную субстанцию. Это означает, что человек полностью отождествляется с душой.

В свете доктрины Фомы Аквинского человек есть единство материи и формы (тела и души). Тело выполняет функцию возможности, душа же есть его форма, акт. Душа находится в теле, это двигатель тела.

В философии Нового времени получает развитие рационалистическое понимание Духа, прежде всего как разума, мышления (Р. Декарт, Б. Спиноза и др.). Термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. Вопрос о взаимодействии их, начиная с Декарта, обсуждается в русле психофизической проблемы.

Представление Ф. Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека. Он утверждает, что тело и душа - это две различные сущности, однако взаимодействующие и дополняющие друг друга. Поэтому можно кое-что узнать о теле, исходя из состояния духа, и кое-что о духе, исходя из состояния тела. Для Бэкона душа не просто функция, а материальная, телесная субстанция - носитель способности к движению и ощущению.

Ф. Бэкон различал в человеке две души:

-разумная (боговдохновленная, происходящая от духа «божья»);

-чувственная (подобная душе животных).

Чувственная душа взаимодействует с телом. Телесное здоровье во многом определяется состоянием духа. Поэтому в медицине учитывают влияние душевных переживаний, аффектов, представлений, навязчивых мыслей на физическое состояние человека. Все серьезные врачи должны принимать это во внимание при выборе средств проведения курса лечения. Разумная душа проявляется в интеллекте-, рассудке, воображении, памяти, воле способности суждения и предвидения.

Для Г. Лейбница душа человека - это центральная монада, вносящая определенный порядок, субстанциональную связь в сообществе подчиненных ей и представляющаяся другим монадам - душам в виде ее телесного явления - мозга. Весь человек в целом есть одна монада и душа проявляется через тело.

Немецкая классическая философия активно разрабатывала интеллектуалистическую сторону духа.

Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент духа.

В. Гегель построил философию мирового духа, выражающего себя как система развивающихся логических категорий. Гегель рассматривает дух как высшую ступень развития абсолютной идеи, когда она обогащенная в своем инобытии, возвращается к себе, в свою духовную сферу, в индивидуальное и общественное сознание, в личную и общественную жизнь людей и другие виды ее деятельности. Дух не появляется из природы, по Гегелю, он порождает себя из абсолютной идеи и ее инобытия. Возникнув, дух занимается самопознанием, проходя три ступени: Субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Понимание духа и в русской философской мысли эволюционировало в рамках христианской (в основном православной) догматики. Так, Владимир Мономах утверждал, что в человеке есть вечная субстанция - душа. «Душа своя мне дороже всего света сего», - утверждал он.

Максим Грек выделил в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Живущий по плоти уподобляется животному. Ум, как словесное божественное начало, должен доминировать в человеке.

Владимир Соловьевсчитал, что личная душа есть только ипостась

божества.

В марксисткой философии понятие духа чаще употребляется как синоним понятия «сознание».

В современной отечественной философской литературе нет единого понимания духа и души.

с развитием человеческого мозга.

Итак, дух, душа и в религиозной, и в философской традициях представляются как нечто абстрактное, потустороннее или индивидуально-личностное, существенное. Это особая форма бытия сущего.

Вопрос 2. Деятельность – основа духовной жизни общества.

Категория "деятельность" в научной литературе рассматривается как в антропологическом, общесоциологическом значении, так и в расширительном внеантропологическом значении через цепь понятий: активность - биоактивность - социальная активность или движение - жизнедеятельность - деятельность. Таким образом, деятельность - это такое проявление живых существ, которое характеризуется не только активностью, но и целесообразностью, точнее целесообразной активностью. Отсюда вытекают особенности человеческой деятельности:

- это саморегулирующаяся система с использованием информации по принципу обратной связи;

- это не просто адаптационная, приспособительная, но практически и духовно-преобразовательная деятельность;

- это сознательная, целесообразная деятельность. Она является противоречивым единством объективного (предметного) и субъективного (сознательного) сторон;

- человек в процессе деятельности выходит за рамки природного бытия и создаёт вторую природу, мир культуры;

- в деятельности человек актуализирует и осознаёт свои возможности как творческое существо и выходит за новые уровни развития;

- деятельность индивида вписана в конкретную систему общественных отношений, которые (будучи продуктом деятельности людей) обусловливают характер деятельности человека и возможности реализации его сущностных сил. Таким образом, как общество производит человека, так и человек производит общество.

Исходя из специфики человеческой деятельности, следует антропологическое определение: деятельность - это специфическая форма человеческой активности, отношений к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. Данное определение наиболее чётко отражает суть деятельности, ибо деятельность это не признак живого, а категория социальная. И потому-то деятельность можно определить посредством категории взаимодействия, которая является родовым для деятельности, ибо это обмен, движение, связь. Деятельность, есть социальное взаимодействие, характеризующееся обменными процессами между природой и обществом, субъектами деятельности, результатом которых является преобразование объекта, создание социальных связей и отношений. Такая деятельность является реальной движущей силой общества, включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Деятельность человека может быть рассмотрена как система. Каждая система обладает рядом структур, определяющих необходимую сторону деятельности. Полиструктурность и определяет ряд подходов к структуре деятельности. С позицией эзотерического подхода деятельность рассматривается как взаимосвязь подсистем:

- объективно-предпосылочная, в которую входят потребности и интересы личности, составляющие поле активности человека. Никто не делает ничего, не делая это ради потребности.

Потребности следует понимать как объективное состояние человека,

выражающее его зависимость от природной и общественной среды и побуждающего его к деятельности, это противоречие. Чтобы потребности и интересы запустили систему деятельности, они должны трансформироваться в идеальные побудительные силы-мотивы, цели;

- субъективно-регулятивная подсистема: мотивы и цели, возникающие на основе осознания потребностей и интересов.

Цель составляет в системе деятельности идеальный образ желаемого и ожидаемого результата. Это идеальная модель будущего результата, которая обеспечит удовлетворение потребности и реализацию определённого интереса. Цель не статична, она уточняется, меняется и конкретизируется в виде плана, решений. Цель предшествует плану, а план конкретизирует цель в сфере способов и актов реализации цели. Таким образом, цель - стратегия деятельности, план - тактическая программа, дающая поэтапный конкретный способ осуществления стратегической целевой установки.

Надо также учесть, что общий интерес, носителем которого является создаваемый взаимодействием интегральный субъект, совокупный, коллективный субъект деятельности, рождает коллективную цель, работающую через дерево целей. Субъект сознательной деятельности - коллективный, он складывается как результат взаимодействия субъектов, в результате чего рождаются особые интегративные качества коллективной деятельности, не равные арифметической сумме актов активности.

Исполнительская подсистема, представляет совокупность последовательных воздействий человека с помощью определённых средств на объект деятельности. Отсюда в исполнительской деятельности складываются цепь связей по схеме: цель - средство - объект - результат.

Цель деятельности всегда соотносится со средством её реализации, а средство служит цели. По определению Гегеля, средство есть объект, стоящий на стороне цели и содержащий внутри себя её деятельность. В отношении "цель - средство" - цель есть нечто господствующее над средством, ибо она руководит средством. Но средство объективно и стоит как бы выше цели, хотя и сохраняет в себе ее разумность

Объективно-результативная подсистеме, воплощена в материальных и духовных продуктах деятельности. Здесь возникает два вопроса: 1. Участвует ли цель в детерминации результата? 2. Какова степень соответствия результата и пели? Конечно же, цель детерминирует результат деятельности в качестве управляющей причины. Что касается совпадения цели и результата, то необходимо видеть различие между мысленной и материальной, овеществлённой сторонами деятельности. Кроме того, расхождения определятся реальными движениями от цели к средствам, способами и приёмами использования средств. Если конечный результат деятельности совпадает с целью, то это рациональная деятельность. Если не совпадает, то это иррациональная деятельность. Вспомним труд дядюшки Поджера в произведении Джерома К. Джерома. Таков эзотерический срез деятельности. Существуют и другие подходы к структуре деятельности.

По мнению М.В. Дёмина, количество и качество элементов в структуре деятельности должны быть заданы типом отношений объект - объект, субъект - субъект. В качестве структурных элементов выступают определённые виды деятельности: 1. Совокупность взаимосвязей общения и предметно-преобразовательой деятельности. 2. Труд и игра. Этому есть основания, ибо преобразующая деятельность, то есть. взаимодействие человека с природой, присвоение вещества природы в нужной форме есть труд. Но данный вид деятельности предусматривает общение субъектов, то есть коммуникативную деятельность. В процессе общения люди производят обмен материальными и духовными ценностями. Предметно-преобразовательная деятельность расчленяется на интеллектуальную, оценочно-эмоциональную и практическую. Все эти виды деятельности неразрывно связаны. Ведь через последовательное взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной деятельности происходит духовное преобразование предмета, а посредством практической деятельности - его материальное изменение.

Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по форме, по способам осуществления, по эмоциональной напряжённости, по физиологическим механизмам. Однако, главное, что отличает одну деятельность от другой - это различие их предметов. Прежде чем перейти к вычленению форм деятельности, важно отметить, что общим принципом соотношения форм деятельности является принцип их композиционного пересечения', выступающий как способность каждой из выделенных форм включать в себя акты другой формы деятельности.

Итак, различаются такие типы деятельности:

1. Практически-преобразовательная деятельность (ППД). 2. Коммуникативная (общение). 3. Духовно-познавательная. 4. Духовно-оценочная. 5. Художественная.

I. Специфика всякой практически-преобразовательной деятельности (ППД) состоит в направленном воздействии субъекта на объект, ведущему к изменению последнего. Этот вид деятельности делится на предметно-трудовую (обработка природы) и социально-преобразующую (обработка людей).

Социально-преобразующая деятельность включает в себя деятельность организационную или управленческую, а также деятельность по воспитанию и обучению.

Первая сторона ППД, т.е. предметно-трудовая деятельность - это по сути труд в его экономическом смысле. Его изучает комплекс наук: физиология труда, психология, эргономика, экономика, эстетика. Этот труд характеризуется перемещением функций от человека к средствам труда.

Другая сфера ППД - это воздействие на людей или на социальные объекты, это управление, где объектом являются коллективы, группы. Цель управления - оптимизация их деятельности. Так сущность управления войсками заключается в деятельности командиров, штабов и других органов управления по поддержке боевой готовности и боеспособности войск, подготовке войск к боевым действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач.Управление приводит деятельность командиров и штабов в соответствие с объективными законами вооружённой борьбы, военного дела. Оно охватывает все стороны жизнедеятельности войск: боевую деятельность, материально- техническое обеспечение, обучение и воспитание личного состава.

Следующая сфера ПДД - деятельность воспитательная, цель её -формирование личности индивида.

Особый вид практически-преобразовательной деятельности составляет медицинская деятельность, здравоохранение. Она стоит на стыке всех видов деятельности ибо обрабатывает как природный, так и социальный материал.

Врачевание является одним из наиболее гуманных и древних видов деятельности человека, что подтверждается данными археологии, этнографии, палеопатологии, историческими исследованиями, литературным наследием. Первые медицинские приемы и сведения возникли как необходимая потребность человека поддерживать свое существование в условиях древнего мира. Лечебная деятельность человека явилась результатом его трудовой практической деятельности и первичного эмпирического опыта, впоследствии получившая магическую, культовую окраску.

Специфика медицинской деятельности заключается в лечении и предупреждении соматических и психических заболеваний. Особенности деятельности практикующего врача определяются своеобразием ее объекта, спецификой стоящих перед ним задач, условиями врачевания, направленностью обучения и воспитания, социальным статусом, действием правовых норм, особой значимостью писанных и неписанных моральных норм во всей совокупности социальных отношений, ценностными отношениями. Специфика работы врача характеризуется также жестким лимитом времени, необходимостью действовать в любых условиях, при ограниченной информации, часто при недостаточном материальном обеспечении, сильной физической и психоэмоциональной нагрузке и при этом целесообразностью, значимостью уравновешенного, достойного благожелательного поведения. Своеобразие врачебной деятельности проявляется и в особенностях профессионального клинического мышления, обусловленного конкретно-историческими условиями эпохи, уровнем развития научного знания, техники и технологий, имеющих значение для медицинской сферы. В качестве основных требований к клиническому мышлению врача предъявляются тонкая наблюдательность, объективность, гибкость, целесообразность, решительность и "не навреди". Деятельность врача относится к такой разновидности умственного труда, при котором производимый продукт неотделим от того акта, в котором он производится. Врачебная деятельность выступает целостным образованием, обладающим внутренними элементами структуры и определенной формой. К внутренним элементам врачебной деятельности относятся наличие у врача системы профессиональных знаний, мировоззренческая позиция по отношению к объекту своей деятельности и социально-психологическая установка личности.

Своеобразность деятельности врача состоит в том, что она входит в издержки любого вида деятельности, сохраняя соматическое и психическое здоровье человека. Действительно, медицинская деятельность относится к числу таких, которые оказывают непосредственное влияние на производительный труд, предохраняя или восстанавливая здоровье, врачи обеспечивают обществу те силы, которые были бы утрачены без их деятельности. Врачебная деятельность относится к сфере поддержания и сохранения физических и психических способностей человека. Это специфическая область общественного труда, процесс всестороннего преобразования биосоциальной природы человека с целью удовлетворения потребности общества и отдельных индивидов в сохранении и укреплении здоровья, в улучшении качества жизни и ее продолжительности.

Медицинская деятельность предстает в глазах общественности в качестве одной из самых престижных и ответственных, имеющая целью поддержание здоровья граждан. В процессе врачебной деятельности реализуется целый спектр социальных функций, важнейшие среди них: гуманистическая, коммуникативная, экономическая, культурно-воспитательная, познавательно-преобразовательная. Медицинская деятельность направлена на расширение сферы медицины в решении не только традиционных, но и качественно новых задач. Социологический аспект врачебной деятельности позволяет рассматривать ее в совокупности практически-познавательной, коммуникативной, культурно-воспитательной и нравственно-эстетической. Каждому из данных видов социальной деятельности соответствует вполне определенная медицинская военно-профессиональная деятельность: лечебно-профилактическая, коммуникативная, санитарно-просветительная и деонтологическая. Лечебно-профилактическая деятельность является процессом активного вмешательства в природу и психику человека, выявления и развития его физических и психических возможностей и способностей.

Одним из важнейших направлений в деятельности военных врачей на современном этапе является оказание специальной медицинской помощи с целью восстановления боеспособности личного состава. Выполнение комплекса мероприятий по повышению адаптационных возможностей военнослужащих в экстремальных ситуациях включает: формирование психофизиологической устойчивости организма к неблагоприятным факторам военно-профессиональной деятельности; формирование психической устойчивости к необычным и опасным ситуациям, встречающимся в деятельности военных специалистов; повышение физической выносливости воинов; профилактику нервно-психической неустойчивости, напряженности, тревожных состояний, неврозов; участие врача в создании психологической совместимости воинских коллективов, боевых групп, экипажей, расчетов; создание у личного состава положительной мотивации на выполнение заданий, укрепление военно-профессиональной направленности, создание условий для профессионального долголетия.

В философии каждая категория участвует в разработке и действии какого-либо принципа. Принципы создают устойчивость теории и методологии, они - результат и основа новых знаний. Принцип деятельности - необходимое и значительное звено философской теории и метода. Принцип деятельности выражается в положении: все в обществе в одном из своих качеств есть или собственно деятельность, или её функция, следствие, проявление. Иными словами, методологический принцип лишь сжато повторяет, идеально выражает сущность общества как действующей системы и человека как деятеля.

На основе принципа деятельности выясняется, каким образом человек в процессе материального взаимодействия с природой выступает одновременно как субъектом развития истории, так и субъектом своего собственного развития.

Таким образом, деятельность как категория, представляет собой человеческую активность, взаимодействия субъекта и объекта с целью изменения последнего. Деятельность есть процесс, включающий в себя процесс осознания, потребностей, целеполагания, подготовки и принятия решения, практической реализации решения, оценки результатов.

Общественную жизнь нельзя сводить только к материальной деятельности людей, поскольку она осуществляется одновременно как познавательный, нравственный, эстетический, религиозный, политический, правовой процесс. К общественной жизни относятся семейные отношения, воспитание, обучение и т.д., что представляет духовную жизнь общества.

Духовная жизнь общества - единство всех видов духовного освоения действительности, способов общественной жизнедеятельности, связанных с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей. Духовная жизнь общества, являясь подсистемой общества в целом, выступает как целостность, включающая ряд элементов: общественное и индивидуальное сознание, духовные потребности, духовная деятельность и производство, духовные ценности, духовное потребление, духовные интересы, духовное общение.

Основу духовной жизни общества как целостной системы составляет духовная деятельность. Ей присущи все признаки что и деятельности в широком смысле этого понятия: она есть взаимодействие субъекта и объекта, она имеет общественный характер и т.д. Духовная деятельность имеет продуктивно-преобразовательный характер. Осуществляя её люди создают общественно необходимые духовные ценности, производят сознание. Взгляды, представления, идеалы, художественные образы, создаваемые и распространяемые в обществе, стимулируют сознательную деятельность и уже потом выступают важным средством формирования самих людей. Поэтому духовная деятельность носит целеполагающий характер: люди всегда преследуют определённые цели, направленные на удовлетворение их потребностей.

Специфика духовной деятельности состоит в том, что она имеет два вида: Духовно-познавательная деятельность;- ценностно-ориентированная деятельность.Отличительный признак духовной деятельности: она есть производство сознания. Наиболее ярко это проявляется в духовном производстве, составляющем основу духовной деятельности, так как не может быть духовной деятельности, без производства идей, взглядов, представлений, мнений, и т.п. Здесь в первую очередь осуществляется производство общественного сознания в его исторических формах. При этом каждая форма общественного сознания является своеобразной отраслью духовного производства, которое основывается на умственно-интеллектуальном труде;

Важной стороной духовной деятельности, её источником, стимулом являются духовные потребности, на удовлетворение которых направлено духовное производство.Таким образом, духовная деятельность, являясь элементом деятельности в целом, играет важнейшую роль в функционировании общества, определяя его духовную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: