Вопрос 3. Формационный и цивилизационный подходы периодизации истории

По третьему вопросу семинара следует рассмотреть марксистскую теорию общественно-экономической формации и ее роль в историческом процессе. Однако, следует учесть, что общепринятым подходом к развитию общества является цивилизационный подход. Следует проанализировать понятие цивилизации, ее исторические типы. Выделяются земледельческая, индустриальная, постиндустриальная цивилизации. В основе их лежит технико-технологический базис: натуральное производство, натурально-товарное, товарное, товарно-плановое.

В соответствии с учением К. Маркса развитие общества представляет собой объективный, закономерный, естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций. В основе развития их: диалектика производительных сил и производственных отношений.

В XIX веке появилось понимание цивилизации как своеобразной ступени в развитии общества, следующей после дикости и варварства. Ее исторические типы: земледельческая (сельскохозяйственная) цивилизация соответствует периоду рабовладельческой и феодальной формации; индустриальная цивилизация, соответствующая капиталистической формации и постиндустриальная цивилизация представляется информационным обществом. В основе каждого исторического типа цивилизации лежит технико-технологический базис: натуральное производство, натурально-товарное, товарное, товарно-плановое. Цивилизационный подход был предложен А. Тойнби (1889-1975 г.г.) Цивилизация, по Тойнби,- устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, духовно влияют на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская и некоторые другие. Локальных (наиональных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби в истории человечества насчитывалось около 30

Теорию цивилизации разрабатывал П.Я. Данилевский, предложивший рассматривать историю как смену«культурно-исторических типов различных цивилизаций». Различное число цивилизаций выделяли: А. Тойнби (21), О. Шпенглер (8), С. Хантингтон (4). У. Ростоу выделил пять стадий экономического роста.

Вопрос 4. Субъекты и движущие силы истории. Исторический прогресс и его критерии.

Приступая к изучению четвертого вопроса семинарского занятия обратите внимание на место и роль человека и народных масс в истории. Уясните, почему развитие человека как смысл истории – это всеобщая, историческая, общесоциологическая закономерность. Дайте определение социального прогресса и проанализируйте его критерии. Раскройте отрицательное и положительное влияние войны на общественный прогресс. Следует остановиться на гуманизме как мере духовных и ценностных критериев исторического прогресса.

Одной из важнейших проблем философии истории является обоснование субъектов истории. Среди главных действующих субъектов называются личность, отдельные социальные общности, элиту общества, классы, народ. В каждом типе философии истории данная проблема решается по-своему. Так, Г.В. Плеханов (1856-1918), разрабатывая теорию личности в истории, пришел к выводу, что «великий че­ловек является именно начинателем, потому что он видит дальше дру­гих и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим раз­витием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетво­рения этих нужд» (Избр. филос. произведения., М. Т.2. С. 333). Проблема личности в марксизме свое конкретное содержание получила в анализе роли народных масс, классов, партий, вождей и руководите­лей. Деятельность личности протекает в конкретной исторической обстановке борьбы классов и политических партий, членом которых является конкретная личность. Партии, в свою очередь, выдвигают политических руководителей и вождей своего класса, которые как бы персонифицируют борьбу различных групп общества. Деятельности лидера зависит от возглавляемой им социальной общности. Эффективность общественной деятельности партии зависит от качеств их руководителя, его способности глубоко понимать происходящие процессы, предвидеть события, учитывать расстановку сил, умения формулировать и ставить реальные задачи и цели движения, руководить их реализацией. Отдавая должное лидерам, марксизм вместе с тем в теории решительным образом выступает против культа личности.

В западной философии главные действующие лица истории: абсолютное «Я» (М. Штирнер), «великие личности» (Т. Карлейль), «сверхчеловек» (Ф. Ницше), «творческая элита» (В. Парето, Г. Моска), «технократическая или управленческая элита» (Дж. Бернхем, Г. Лас-суэл) и «выдающиеся личности» в современных теориях лидерства. Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей.

Л.Н. Гумилев (1912—1992г.г.) разработал теорию пассионарных (нем. Passion - страсть, увлечение) личностей и показал их влияние на этнические и иные коллективы, роль в истории. Ученый отмечал, что формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения обществен­ного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Каждый из субъектов в свое время на своем месте в определенных условиях творит историю. Роль личности становится огромной в тех случаях, когда она выражает запросы времени. Элита творит историю тем, что задает уровень культуры и профессионализма своего общества. Классы, народ являются создателями материальных ценностей, основной силой социальных преоб­разований, носителем языка, культуры. В зависимости от того, как определяется роль человека и социальной общности в истории, принято выделять индивидуалистическую и коллективистскую философию истории. Наряду с ними существуют фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории.

Исторический процесс, протекая во времени и пространстве, подчиняется определенным закономерностям. Идея закономерности общественной жизни была реализована в исследованиях мыслителей XVII и XVIII веков, когда сформулированные законы механики были распространены на природу, общество и человека. Но уже в XIX и XX веках социальная философия приходит к выводу, что общественная жизнь имеет свои собственные законы, проявляющиеся особым образом. Социальные законы роднит с природными то, что они также объективны и выступают факторами сохранения целостности систем. Однако механизм действия социальных законов проявляется в деятель­ности людей. Поэтому социальные законы реализуются не так одно­значно, как природные. Социальные законы вариативны, их действие может приводить к различным результатам. Это происходит прежде всего потому, что люди своей деятельностью могут создавать благо­приятные или неблагоприятные условия для проявления законов.

Классификация законов социального развития достаточно сложна и условна. Но можно выделить основание, которое объединяет соци­альные законы в три большие группы: законы, определяющие прогресс общества; законы, воздействующие на регрессивность социального развития; законы, действие которых явно не определяет прогрессив­ную или регрессивную направленность исторического процесса.

Динамика общественной жизни состоит в том, что в развитии от­дельных народов могут быть движения вперед, застой, попятные дви­жения, народ может как бы «заснуть» на долгие века. Но в целом ми­ровой исторический процесс имеет прогрессивную направленность. Он бесконечен настолько, насколько будут сохранены природно-космические и собственно

Общественный прогресс означает в самом общем определении дви­жение общества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Это направление развития, определяемое от низшего и высшему, от положительного к его приумножению. Прогресс соотносится с регрессом, с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями, характерными для всего социума. Следует признать, что в любом обществе есть прогрессивные и регрессивные процессы и явления. Но доминантность их всегда различна. Соотношение прогресса, регресса, а также безнаправленных изменений («стояние на месте») всегда конкретно на различных стадиях и этапах исторического развития человечества. Основные положения общественного прогресса можно свести к следующему. Во-первых, общественный прогресс - это доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития. Во-вторых, общественный прогресс есть единство общего, особенного и единичного в поступательном продвижении вперед конкретного общества, народа, государства. В-третьих, это единство предыстории и истории общества, его прошлого, настоящего и будущего. В-четвертых, общественный прогресс складывается из достижений народов и государств на планете.

В философии обосновываются следующие критерии общественного прогресса в связи с его цивилизованностью: уровень и динамика развития производительных сил; уровень производительности труда; утверждение информационного общества; мера гуманности и демократизма общественных отношений; наличие развитой материальной и духовной культуры; свобода личности и др. Комитет по культуре (ЮНЕСКО) Организации Объединенных Наций широко использует Индекс человеческого развития для анализа и оценки развитости цивилизованности) отдельных стран и человечества в целом. Он включает два основных показателя:: состояние здравоохранения и образования в стране.

Вопросы для самопроверки

1. В какой работе К.Маркса впервые появился термин «общественно-экономическая формация»?

2. В чем ограниченность формационного подхода?

3. Кто является автором концепции «локальных цивилизаций»?

4. Какие можно выделить признаки цивилизаций Запада и Востока?

5. К чему приводит феномен отчуждения?

6. Каковы критерии общественного прогресса?

7. Что такое гуманизм?

8. Каковы движущие силы исторического прогресса?

9. Кто является автором концепции «локальных цивилизаций»?


Военно-медицинская академия

им. С. М. Кирова

Кафедра общественных наук


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: