Консервативная позиция

Использование понятий "милосердие" и "справедливость" для оправдания принудительной эвтаназии - это путь к возможному социальному беспределу. Кроме того, использование понятий "милосердие" и "справедливость" для оправдания эвтаназии - один из знаков подлинного антихристианства как формы духовного самозванства, когда святыни и ценности христианства присваивают "себе такие силы в человечестве, которые на деле и по существу чужды и прямо враждебны Христу и Духу Его". Действительно, что может быть изощреннее понятия "убийство из милосердия", особенно в случае тяжелой неизлечимой болезни!? Или может ли не прельстить оправдание эвтаназии как нежелания быть в тягость близким, как формы заботы и даже подлинной любви к ближним? Но подлинная любовь к ближним состоит в том, что ваша болезнь и возможность долготерпеливой заботы о больном - это то, как реально и непосредственно могут послужить ваши близкие Богу. "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25,40). Для одних это один из путей ко Спасению, о котором благовещал Спаситель в своем последнем Откровении. Для других это один из последних рубежей к "муке вечной", "Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф. 25,41-46).

Консервативная позиция по проблеме эвтаназии проста и однозначна. "Этика православного христианства отвергает возможность намеренного прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая это действие как особый случай убийства, если оно было предпринято без ведома и согласия пациента, или самоубийства, если оно санкционировано самим пациентом".

Подобная оценка эвтаназии отличает не только православное христианство, но любую консервативную позицию, включая мнение специалистов, которое еще буквально 20 лет назад было господствующим в обществе. Основанием его господства было не только христианское понимание человека, но влияние врачебной этики Гиппократа, которая однозначно отрицает использование опыта и знания врача для того, чтобы вызывать "легкую" смерть больного, который просит о такой услуге. Примечательно при этом, что Гиппократ формулирует этот принцип врачебной этики в условиях абсолютной социальной приемлемости самоубийства в культуре Греции и Рима.

Аргументы медиков, противников эвтаназии, основываются на врачебной практике. Во-первых, медицине известны факты "самопроизвольного излечения" от рака. И хотя такие случаи редки, исключать их возможность в каждой индивидуальной ситуации нельзя. Во-вторых, практика военных врачей свидетельствует о способности человека приспособляться к жизни, несмотря на инвалидность (ампутация ног, рук). Адаптация и новое качество жизни, как правило, приводило большинство из них к негативной оценке своих прежних просьб к врачам об ускорении их смерти. В-третьих, принятие смерти как "вида" медицинского лечения (боли, страдания) может оказаться мощным препятствием на пути развития самого медицинского знания, развитие которого постоянно стимулируется "борьбой со смертью".

Социальное и юридическое признание эвтаназии не сможет освободить человечество от болезней и страданий. Но стать мощной и самостоятельной причиной роста самоубийств, и не только по мотиву физических страданий, может.

Христианское вероисповедание, а также иудаизм и ислам дают меньший во всех отношениях процент самоубийств. При этом среди самих христианских вероисповеданий характерны такие числа: "Католические кантоны независтмо от национальности их населения дают в 4 или в 5 раз меньше самоубийств, чем протестантские. Следовательно, влияние религии так велико, что превышает всякое другое". При этом Дюрктейм объясняет это число не степенью интенсивности веры в Бога или бессмертие души. Определяющими оказываются два фактора: интенсивность организации церковной коллективной жизни (в протестантизме она практически сведена к минимуму) и принцип автономии и личной свободы (в протестантизме он явно доминирует не только по отношению к индивидуальной мысли, но и по отношению к индивидуальной воле, к установившимся обычаям).

Тесты для самопроверки

1. Эвтаназия – это:

1) Раздел биоэтики;

2) «легкая смерть»;

3) Этическое направление;

4) Вид трансплантации;

5) Название репродуктивной технологии.

2. Термин «эвтаназия» впервые употребил:

1) Ф. Бэкон;

2) А.Швейцер;

3) Сократ;

4) Гиппократ;

5) В.С.Соловьев.

3. Термин «эвтаназия» впервые употреблен:

1) В VI веке;

2) В XVII веке;

3) В XIX веке;

4) В XX веке;

5) В XXI веке.

4. Эвтаназия:

1) Разрешена законом в некоторых странах;

2) Запрещена законом во всех странах;

3) Законодательство по этой проблеме отсутствует;

4) Закон об эвтаназии находится на стадии обсуждения.

5. Эвтаназия в России:

1) Разрешена законом;

2) Запрещена законом;

3) Закон об эвтаназии в законодательстве отсутствует;

4) Закон об эвтаназии находится на стадии обсуждения.

6. Недобровольная эвтаназия – это:

1) Применение эвтаназии против воли больного;

2) Применения эвтаназии в случае, когда пациент из-за болезни не может выразить своего согласия на эвтаназию и не сделал этого заранее. Предполагает, что, если бы пациент мог выразить свою волю, он бы принял решение в пользу эвтаназии.

7. Активная эвтаназия- это:

1) Нарушение индивидуальности человеческой личности;

2) Отсутствие действий врача, поддерживающих жизнь, чем он санкционирует умирание;

3) Действия врача, приближающие смерть;

4) Умышленное лишение жизни пациента;

5) Прекращение жизни по просьб больного или при наличии документа, подтверждающего его согласие на такое действие.

8. Активная эвтаназия отличается от пассивной:

1) Отсутствием согласия пациента на лишение жизни или его просьбы о таком действии;

2) Приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни пациента;

3) Активным вмешательством врача в процесс прекращения жизни;

4) Умышленным лишением человека жизни;

5) Наличие просьбы родственников.

9. Ятрогения – это:

6) Полноценное врачевание;

7) Неполноценное врачевание;

8) Заболевание, связанное с дефектами врачевания;

9) Врачебная ошибка;

10) Криминальный аборт.

10. Ятрогения может быть вызвана действиями:

6) Врача;

7) Среднего медперсонала;

8) Младшего медперсонала;

9) Студентов;

10) Родственников.

11. Активная эвтаназия- это облегчение и ускорение смерти в результате:

1) Действий больного;

2) Действий врача;

3) Действий родственников больного;

12. Активная эвтаназия- это оказание:

1) Максимально возможной помощи для излечения безнадежного больного;

2) Минимальной помощи безнадежному больному;

3) Оказание помощи врачом в уходе из жизни безнадежному больному по инициативе врача;

4) Оказание помощи врачом в уходе из жизни безнадежному больному по просьбе больного.

13. Выберите действия, попадающие под понятие активной эвтаназии:

1) Введение больному смертельной дозы лекарства врачом по своему решению;

2) Введение больному смертельной дозы лекарства по его просьбе;

3) Введение смертельной дозы лекарства больным самому себе;

4) Отключение безнадежного больного от жизнеподдерживающей аппаратуры по просьбе его родственников;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: