Исследование психических состояний цветовым тестом М. Люшера

Тест Люшера в классическом варианте представлен в двух формах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц «самый приятный» цвет, не соотнося его ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер цветового эталона. Запись идет слева направо.

Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы:

· темно-синий – 1;

· сине-зеленый – 2;

· оранжево-красный – 3;

· желтый – 4;

· фиолетовый – 5;

· коричневый – 6;

· черный – 7;

· серый – 0.

Далее испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся; и так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны.

Через минуту–две, перемешав их предварительно, в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти испытуемого и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно. М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора.

Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется следующим образом:

· Явное предпочтение (знак «+») присваивается первым двум предпочитаемым цветам, из которых цвет, стоящий на первой позиции, определяет основной способ действия, а на второй – цель, к которой стремится испытуемый.

· Предпочтение (третья и четвертая позиции) обозначается знаком «Х» и указывает на истинное положение вещей, ситуацию и образ действия, вытекающий из данной ситуации.

· Безразличие (пятая и шестая позиции) обозначается знаком «=» и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие особенности личности.

· Неприятие (антипатия) – седьмая и восьмая позиции; к ним присоединяется знак «–», их функциональное значение – подавленные потребности.

Цвета разделяются на основные (1 – темно-синий, 2 – сине-зеленый, 3 – оранжево-красный и 4 – светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 – черный и 0 – серый (ахроматические), а 5 – фиолетовый и 6 – коричневый (смешанные). Основные цвета символизируют основные психологические потребности, которые Люшер обозначил как:

· потребность в удовлетворении и привязанности (синий),

· потребность в самоутверждении (зеленый),

· потребность «действовать и добиваться успеха» (красный)

· потребность «смотреть вперед и надеяться» (желтый).

Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере, они не являются психологическими «первоэлементами» и включены в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Символика каждого цвета уходит корнями в истоки истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет (окраска цветов, плодов, крови) – отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый (цвет травы, листвы кустарников и деревьев) мог служить символом защиты, маскировки, затаенности. Серый (как отсутствие цвета) трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный цвет символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый – красного и синего. Исходя из символики цветов и накопленного в многолетней практике опыта, структурное значение каждого цвета описано Люшером следующим образом:

Темно-синий цвет характеризуется как концентричный (т.е. отражающий сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивный, символизирующий глубину чувств, чувствительность, гетерономность (зависимость от внешних воздействий); его аффективные аспекты – спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь.

Сине-зеленый цвет символизирует гибкость воли, концентричность, пассивность, оборонительные тенденции к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты – настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение.

Оранжево-красный цвет символизирует силу воли и является эксцентричным (направленность вовне), активным, наступательно-агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты – желание, возбудимость, властность, сексуальность.

Структурные значения здесь приводятся буквально: описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок.

Группировка, на основании которой сочетаниям цветов дается определенная интерпретация в зависимости от их позиции, проста, если выбор один. В этом случае первые две позиции получают обозначение «+»; две следующие – «Х»; две следующие за ними, – «=», и двум последним придается знак «–».

Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом: +3+1, Х5Х4, =2=6, –0–7 или 3 1 5 4 2 6 0 7.

+ + Х Х = = – –

После проведенной группировки интерпретация пар проводится согласно приложению (см. часть V), где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, т.е. присвоенных им в процессе группировки знаков.

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если один из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т.е. является источником стресса; тогда он должен быть помечен знаком «–», как и остальные расположенные справа от него цвета независимо от их структурного значения. Кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и помечаются дополнительным знаком А (anxiety – тревога).

2 1 4 5 0 3 6 7

– – –

ААА

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции, помечается знаком «С» (compensation – компенсация).

Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успешной, чем с дополнительными цветами, обусловливающими «утрированность» поведения, придающими обсессивный (навязчивый) характер поступкам.

Присутствие серого, черного и коричневого в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком «+», а также «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+» и «С»:

3 4 0 2 5 1 6 7

+ + + – – –

ССС ААА

Психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается относительно слабым, когда основной цвет находится на шестом месте, и более выраженным, если он расположен на восьмом месте.

Интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!». При этом наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на шестой позиции оценивается как один знак «!», на седьмом – как два «!!», на восьмом – как три «!!!». Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или 0 цвет находится на третьем месте – это «!», если на втором – «!!», на первом «!!!» (пятый цвет не обозначается «!» ни на какой позиции).

Таким образом, тревога в целом оценивается суммой «!» каждого ряда в отдельности; числовое выражение баллов – от 0 до 12. Сравнение количества «!» в первом и втором выборе является прогностически ценным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе «!» больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество «!» больше в первом выборе.

В приведенном выше примере речь идет о нарастании тревожности, а прогноз состояния должен расцениваться как пессимистический.

Итак, восьмая позиция ряда всегда означает подавленную потребность и обозначается знаком «–». Если какой-либо из основных цветов (1, 2, 3 или 4) занимает шестую, седьмую или восьмую позицию, то он вместе с цветами, расположенными справа от него, означает тревогу, поэтому все они обозначаются знаком «–» и буквой А и вскрывают основной источник стресса. При этом, по крайней мере, цвет, находящийся на первой позиции, следует рассматривать как компенсацию и пометить буквой С. Цвет, занимающий первую позицию, всегда обозначается знаком «+». Если какой-либо из дополнительных цветов (0, 6 или 7) занимает первую, вторую или третью позиции, то он и все расположенные слева от него цвета обозначаются знаком «+» и буквой С и выявляют компенсацию. Если имеется цвет, обозначенный С, то, по крайней мере, цвет, занимающий восьмую позицию, можно рассматривать как тревогу и пометить буквой А. Интенсивность тревоги или компенсация выражается суммой «!».

При этом «!» соответствует наличию на третьей позиции одного из дополнительных (0, 6, 7) или на шестой позиции одного из основных (1, 2, 3, 4) цветов; «!!» – на второй – одного из дополнительных или на седьмой одного из основных; «!!!» – на первой – одного из дополнительных и на восьмой – одного из основных.

Проблема, с которой связана эмоциональная напряженность, выявляется соотношением цветов со знаком «+» и «–», т.е. тех, которые обозначены как «тревога» и «компенсация». Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов первой и восьмой позиций, наименее значимой представляется проблема, выявляемая цветами, отдаленными от крайних позиций, т.е. третьей и шестой. Обычно количество рассматриваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, а возрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний С и А. Так, в случае

0 6 5 1 3 4 2 7

7 0 6 1 5 2 4 3

помимо +7–3, +0–7, +6–2, +7–7, следует посмотреть значение таких сочетаний, как +7–4, +0–3, +7–2, +0–2, +6–3, +6–4, при этом наиболее значимы +7–3, +7–4, +0–3, +0–4, менее значимы +7–2, +0–2, +6–3, наименее значимы +6–4 и +6–2.

Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности.

Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на восьмой позиции, или группа «–», которая имеет два аспекта интерпретации: «физиологический», указывающий на источник стресса, и психологический. Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тревога» и не выделяется в специальной таблице ранжированных оценок значимости проблемы знаком «Х», «ХХ» или «ХХХ». Так, 6, 0, 7 на последних позициях не выявляют стресса. Слабый источник стресса выявляется, когда основной цвет помечен «А» только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда. Серьезным источником стресса являются те сочетания, которые в специальной таблице помечены звездочками (одной или более).

Психологический аспект интерпретации представлен описанием свойств и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с неприятием того или иного цвета (или группы цветов).

Контрастность позиции наиболее ярких 3 и 4 цветов с группой наиболее темных – 1 и 7 – свидетельствует о неустойчивости саморегуляции; особенно выраженный характер конфликта между анаболическими и катаболическими тенденциями (т.е. стремлением к накоплению или затрате энергии) выявляется выбором, в котором 71 располагаются в начале ряда, а 3, 4 – в конце.

Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой»; их положение в начале ряда (или ближе к началу) выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа «разбита», то это негативно отражается на работоспособности. Особенно выраженным образом проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигается к концу ряда. «Уход» собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благоприятен, так как может быть отнесен за счет временно существующей неблагоприятной ситуации.

Значение восьми цветов описано Люшером следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: