Методика «Классификация»

Позволяет выявить способность выделять существенные признаки и уровень обобщения мышления. Испытуемому дается набор из 70 карточек с цветными и черно-белыми изображениями различных предметов и предлагается инструкция: «Разложите карточки так, чтобы картинки, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе». Количество возможных групп не оговаривается.

После того как испытуемый самостоятельно сформировал несколько мелких групп карточек, у него спрашивают, почему те или иные карточки помещаются вместе и какое название им дается. Затем переходят ко второму этапу процедуры. Инструкция на втором этапе звучит так: «Объедините несколько групп».

После того как все карточки оказались помещенными в группы, а всем группам даны короткие названия, экспериментатор переходит к третьему этапу методики. Дается следующая инструкция: «Сформируйте две–три основные группы». В протоколе фиксируются этапы выполнения работы, названия групп и карточки в них, а также вопросы и ответы испытуемого.

В норме испытуемые начинают работу с выделения групп, каждая из которых соответствует определенному понятию, например, «одежда», «мебель», «люди», «звери», «насекомые», «цветы» и др. В конце задания испытуемый должен создать две группы предметов по принципу «одушевленные – неодушевленные».

При анализе результатов большое значение имеет то, на каком этапе допущены те или иные ошибки; отстаивал ли он свои принципы объединения карточек в группы, использовал ли помощь экспериментатора. Так, если испытуемый на втором этапе сформировал отдельные группы диких, домашних, летающих, водоплавающих животных и отказался объединить эти группы в одну, то это свидетельствует о степени использования конкретных, детализированных признаков в направленности мышления. Если же подобные объединения проходили легко, самостоятельно, без указания экспериментатора на необходимость укрупнения групп, то это можно квалифицировать как достаточный уровень обобщения мышления, способности испытуемого ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии, т.е. использовать существенные связи между понятиями. Показателем этого является степень затруднений или легкости при поиске обобщающих понятий, которые фиксируют основания классификации карточек в группы. Если на третьем этапе выполнения методики испытуемый легко объединил группы и адекватно назвал обобщающие признаки, то существуют основания считать, что мышление его характеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

Эта методика дает надежные результаты при использовании ее в комплексе с другими методиками, также направленными на выявление доступного испытуемому уровня обобщений, или конкретности-обобщенности мышления, целенаправленности мыслительной деятельности, ригидности (как трудности переключения с одного способа рассуждений на другой).

Эти методики могут использоваться и для выявления искажения мыслительных процессов, характерных для психических заболеваний.

Методика «Выделение существенных признаков».

Эта методика выявляет логичность суждений испытуемого, его способности выделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, а также умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.

Для проведения исследования необходимы бланки с напечатанным текстом задач. Предварительно дается инструкция: «Видите, в каждой строчке одно слово находится перед скобками, а пять слов – в скобках. Вы должны выбрать из этих пяти слов только два, обозначающие неотъемлемые признаки слова, стоящего перед скобками, то без чего оно не может быть. Например, сад. Все те слова, которые написаны рядом с ним в скобках, имеют какое-то отношение к саду – и земля, и забор, и садовник, и собака, и растения. Все это в саду бывает. Но без чего сад не может быть садом? Без земли и без растений. Без садовника или забора сад будет, хотя, быть может, и плохим; без растений и земли сада не бывает». Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и решения их в этих случаях поверхностны, легкомысленны. Тогда следует обратить внимание обследуемого на то, что он не усвоил инструкцию, и повторить ее.

Слова в заданиях подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных признаков выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Так, к слову «игра» правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как «игроки» и «правила», тогда как некоторые обследуемые здесь выбирают слово «карты». При таком решении задания результаты следует обязательно обсудить с испытуемым. Иногда даже подсказка экспериментатора о том, что речь идет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических состояниях). В этих случаях испытуемые при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют. Эта методика выявляет некритичность и ненаправленность мышления испытуемых, неумение выделить самые существенные признаки.

Стимульный материал к методике «Выделение существенных признаков»

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

8. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

9. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

10. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

11. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: