Методика Выготского-Сахарова

Назначение этого метода – исследование мышления, способности самостоятельно формировать понятия. Однако в процессе наблюдения за испытуемым, выполняющим задание, выявляются также особенности его эмоциональных реакций.

Для проведения исследования нужен набор разнообразных деревянных фигурок (разной формы и разного цвета) с надписанными на них словами «бик», «цев», «гур», «лаг». Методика относится к числу очень трудных, пользоваться ею целесообразно при исследовании людей со среднем или высшим образованием.

Перед испытуемым на столе беспорядочно раскладываются все фигурки надписями книзу, так, чтобы ни одна надпись не была видна. Полоска стола перед самим испытуемым остается пустой. Экспериментатор говорит: «Все эти фигурки различны, но среди них можно найти фигурки одного типа или сорта. Я открою Вам одну фигурку (экспериментатор переворачивает и выкладывает вперед синий треугольник с надписью «цев»). Видите, здесь есть надпись «цев»? Это слово ничего не обозначает, это просто название, имя одного сорта фигурок. Вы должны узнать, какие еще фигурки относятся к сорту «цев», и поставить их сюда, рядом с этой фигуркой «цев». Таких фигурок должно быть несколько: 5–6, одной ограничиваться нельзя. Это трудная задача, сразу догадаться о том, какие фигурки называются «цев», вы не сможете. Нужно будет высказывать предположения, учитывать свои ошибки, рассуждать, и постепенно Вы сможете найти правильное решение. Переворачивать фигурки Вы не должны, так как там будет написано их название; переворачивать их могу только я. Вы высказываете какое-либо предположение и выкладываете сюда все те фигурки, которые, может быть, называются «цев».

Если испытуемый молча выкладывает фигурки, экспериментатор спрашивает у него, почему он думает, что они относятся к сорту «цев», и зарисовывает, какие фигурки он поставил. Чаще всего, испытуемый высказывает свои теории вслух, например: «Может быть, все синие?» или «Может быть, все треугольники?» – и нуждается в поощрении, чтобы начать выкладывать. В таком случае экспериментатор говорит: «Попробуйте». Важно следить за тем, чтобы в соответствии с гипотезой были выложены вперед все фигурки с заданным признаком. Если испытуемый пытается положить только одну фигурку рядом с открытой (часто это бывает желтый треугольник «цев»), экспериментатор говорит, что таких фигурок должно быть несколько: 5 или 6, одной нельзя ограничиться. После того как испытуемый выложил фигурки, экспериментатор открывает одну из них (из сорта «гур» или «лаг», смотря по обстоятельствам) и переворачивает, а все остальные фигурки ставит на место, не переворачивая. При этом экспериментатор говорит, что эта фигурка тоже синего цвета (если он открыл синюю), но не «цев», или тоже треугольной формы (если он открыл треугольную), но не «цев», а имеет другое название. «Среди тех, которые я убрал обратно, – говорит экспериментатор, – может быть, были «цевы», но этого мы не узнали». Так повторяется после каждого хода, т.е. после каждой попытки испытуемого.

Обычно психически здоровые люди легко делают первый и второй ход – по форме и цвету, а затем несколько затрудняются, прежде чем найдут настоящий признак различия фигурок – размер. Трудность нахождения этого признака в том, что размер как будто состоит из сочетания двух признаков (размера основания и высоты). В период затруднения, когда исчерпаны более доступные признаки (цвет и форма), у многих испытуемых возникает чувство растерянности и аффективная дезорганизация суждений: испытуемые начинают высказывать суждения более примитивные, чем те, на которые они по своему интеллектуальному уровню способны.

Успех опыта в значительной мере зависит от квалификации экспериментатора, который должен уметь оказывать испытуемому умеренную помощь и наблюдать за тем, как он ею пользуется, какие выводы он может сделать из полученных в процессе работы данных. Если в три или четыре хода, логично рассуждая, справляется с заданием, это дает экспериментатору право сделать вывод о том, что испытуемому доступны сложные абстракции и логические умозаключения.

Результаты оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось испытуемому для выполнения задания, насколько логичны были его рассуждения при этом, как воспринималась помощь экспериментатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: