Системная теория и ее влияние на практику социальной работы

Системные идеи в социальной работе восходят к общей теории социальных систем Берталанфи. В первоначальном своем варианте эта теория была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сами, в свою очередь, есть часть сверхсистем. В соответствии с основными положениями теории систем социальная система представляет собой не конкретное целое, а определенный набор устойчивых сочетаний конкретных форм взаимосвязи и поведения людей, их объединений.

На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента (от непосредственно бытового до уровня общества), фиксирует наличие взаимодействия или воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. В соответствии с этим социальный работник вместе с клиентом изыскивает возможности различными (порой альтернативными) способами помочь клиенту достичь намеченной цели, «снять», «обойти» те обстоятельства, которые могут привести к негативным нежелательным последствиям или побочным негативным явлениям. Социальный работник в этом случае, в частности, может использовать технологию сопоставления нормы и патологии социального поведения. Особенно эффективно эта технология может использоваться при работе с группами риска, группами лиц отклоняющегося поведения.

Социальные работники, осуществляя социальный контроль за поведением представителей групп риска, в отличие от правовых органов рассматривают отклоняющееся поведение как проблему неиспользованных возможностей клиента, его личной социальной и эмоциональной незрелости. Такое отношение к данному явлению предполагает применение методик работы, основанных на сочувствии и терпении, поддержку со стороны учреждений социальной защиты.

Теория систем позволяет социальным работникам и социологам разрабатывать программы борьбы с отклонениями в социальном поведении. Эти программы должны предусматривать участие в них различных социальных учреждений. Следует иметь в виду, что теория систем фиксирует наличие определенных связей между различными социальными факторами и уровнями развития социальных процессов, но не объясняет причины нарушения или, напротив, установления этих связей, т.е. не предлагает социальному работнику конкретный способ решения возникшей проблемы и контроля за результатом ее решения.

Роль системных концепций теоретического обеспечения социальной помощи в практике социальной работы можно образно представить в виде необъятного поля, воздействующего на клиента, из которого развиваются все модели практики социальной работы, являющиеся моделями вмешательства в проблему клиента, находящегося в данный момент в состоянии дискомфорта, обусловленного конкретными факторами. Социальный работник должен учитывать, что, во-первых, существуют различные явления, которые могут не вписываться в общую схему теории систем, так как она позволяет решать вопросы лишь на макроуровне и не учитывает, в частности, уникальный, личностный уровень развития социальных процессов и явлений; во-вторых, теория систем — это преимущественно абстрактная теория, которая порой может изменяться в конкретных специфических ситуациях. В настоящее время теория систем наиболее эффективно используется в практике социального обеспечения, а также при разработке региональных и государственных концепций социальной защиты населения и их реализации в виде различных социальных проектов.

«Модели жизни» экологической теории в практике социальной работы

В системной теории социальной работы принято различать проблемы, которые становятся предметом исследования различных наук, носят междисциплинарный характер, а также проблемы, которые являются объектом социальной работы; некоторые проблемы рассматриваются как пограничные.

В частности, Т. Парсонс, как известно, предлагал установить границу «между социальной системой и организмом, значимость которой очевидна в таких областях, как разные аспекты проблем здравоохранения, а также проблемы регулирования роста населения».

Кроме того, по его мнению, к этим проблемам относятся и психологические проблемы, так как психологическая система, например в личностном плане, функционирует практически автономно, а не непосредственно, как какая-то определенная часть социальной системы. Пограничные связи между психологической и социальной системами используются социальной психологией. Нарушение этих связей приводит к дезадаптации индивидов. Примерами нарушения адаптивного равновесия, приводящего к стрессам и создающего различные социально-психологические проблемы, могут быть изменения социального статуса, перестройка личностно-жизненного пространства, которые происходят, в частности, у перемещенных лиц (беженцев, мигрантов и эмигрантов).

Принимая во внимание фактор неравных возможностей, социальный работник, занимаясь психосоциальной работой с клиентами, должен, с одной стороны, учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия, с другой — выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, с третьей — обучать клиентов самостоятельно приобретать адаптивные навыки. Таким образом, социальный работник, использующий данный подход в решении проблем клиента, воздействует не только на него, но и на среду его обитания, т.е. действует с учетом системного видения проблемы.

Все более важное значение в этом системном осмыслении проблем социальной работы приобретает экологическая составляющая, т.е. учет влияния на условия жизнеосуществления человека эволюции экологических систем, их состояния в каждый данный момент.

В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется, как и теория систем в целом, в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь (в том числе со стороны друзей, соседей, членов семьи).

В теории экосистемы большое внимание уделяется и проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются как специфические системы. В этом взаимодействии используются отдельные положения теории социальных ролей, последовательно учитываются особенности естественных основ индивидуальной и социальной жизни людей.

«Модели жизни» экологической теории — одна из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и сравнительно новая теория социальной работы, включенной в теоретико-методологическое осмысление практики социальной помощи. Поэтому, без сомнения, это направление не исключает перспективные идеи. Однако в настоящее время «модели жизни» экологической теории, так же как и теория систем в целом, обладают недостаточной технологичностью и конкретностью в определении средств и методик оказания помощи людям.

Впрочем, все более широко развертывающаяся работа по оказанию помощи людям в зонах экологического неблагополучия создает хорошие предпосылки для реализации на технологическом уровне и системно-экологической теории социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: