Субъекты муниципально-правовых отношений

Myниципально-правовые отношения - отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления в границах муниципального образования при реализации населением права на местное самоуправление. Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов. Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления, причем одна из сторон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования. Споры, возникающие в рамках муниципально-правовых отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке. Основным элементом муниципально-правовых отношений являются субъекты правоотношений, в качестве которых могут выступать: муниципальное образование; органы местного самоуправления; ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления; граждане Российской Федерации; население; группы граждан; органы территориального общественного самоуправления; органы государственной власти. В соответствии со ст. 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. На основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане РФ имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления права на осуществление местного самоуправления не гражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Иногда в региональных и местных нормативных актах происходит смешение понятий и выделяются такие субъекты муниципально-правовых отношений, как местное сообщество, местные жители, местные граждане. В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан, зарегистрированные в соответствующей избирательной комиссии. Кроме того, группы граждан могут направлять коллективные обращения в органы местного самоуправления, выступать с инициативой о проведении местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении местного самоуправления. На основании ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться за­коном отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Следует различать выборные и невыборные органы местного самоуправления. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образований предусматриваются такие органы местного самоуправления, как глава муниципального образования, представительный орган и исполнительный орган местного самоуправления. В ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответствен­ность осуществления собственных инициатив в вопросах местного зна­чения. В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию. Общественные объединения могут участвовать в муниципальных выборах, вы­двигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в соответствии с избирательным законодательством. В некоторых муниципальных образованиях общественные объединения обладают правом нормотворческой инициативы. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

39. Понятие и сущность функций института правозащитной деятельности.

Правозащитная деятельность является важнейшей правовой конструкцией, получившей свое закрепление в конституции Российской Федерации и одним из элементов конституционной системы защиты прав человека. Она направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и достижение в стране состояния их реальной защищенности через Конституционную систему действующую через функциональное единство своих элементов.

Правозащитная деятельность - один из видов юридической деятельности, которая обусловлена следующими признаками: а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан

Правозащитная деятельность - это деятельность различных субъектов правозащитной структуры (государственных органов и негосударственных организаций), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

Государственные органы, являющиеся субъектами правозащитной деятельности, а именно:уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека субъектов; Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека; региональные уполномоченные по правам человека, советы по развитию гражданского общества и прав человека в регионах.

Негосударственные субъекты правозащитной деятельности: общественные объединения и организации; адвокаты; международные общественные организации;отдельные граждане, осуществляющие защиту своих интересов или интересов третьих лиц.

Принципы конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина:

а) принцип равенства всех перед законом и судом;

б) принцип неотчуждаемости прав и свобод человека;

в) принцип непосредственного действия прав и свобод человека;

г) принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека;

д) принцип недопустимости дискриминации по любым основаниям;

е) принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина;

ж) принцип защищаемости.

Данные принципы являются общими для всей конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, применимы для защиты прав и свобод человека как – личных, политических, экономических, социальных, культурных.

Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.

Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Осуществление правозащитной функции — одна из главных обязанностей государства. (ст.2 Конституции РФ). В рамках правозащитной функции существенное значение имеет последовательное соблюдение государством данных им гарантий в области прав и свобод человека и гражданина. Такие гарантии закреплены и в Конституции Российской Федерации, например в ч. 1 ст. 17 Конституциии РФ. Сущность функций состоит в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей.

Например:Правозащитная функция адвокатуры характеризуется тем, что она направлена на обеспечение гарантированных государством принципов защиты прав и свобод личности. Свобода одного человека выступает в единстве со свободой всего общества и невозможна без санкционированных государством правозащитных механизмов и субъектов обеспечения правозащитной функции, главным из которых выступает адвокатура.Защита интересов физических и юридических лиц является реальным воплощением в государстве важнейших человеческих ценностей — свободы,равенства,справедливости,демократии,способных приносить пользу личности, обществу и государству.

40. Механизм организации и осуществления правозащитной деятельности.

Правозащитная деятельность - это деятельность различных субъектов правозащитной структуры (государственных органов и негосударственных организаций), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод граждан. Это своего рода «правозащитники», т.е.это лидеры, организующие пикеты против реформ ЖКХ, общественные деятели,, адвокаты, оказывающие юридическую помощь малоимущим, политики,органов внутренних дел, прокуратуры,суд.

Правозащитную деятельность представляет собой участие представителя общественности в судах (уголовном, гражданском и арбитражном процессе, а также в конституционном суде), а также на предварительном следствии. Защита интересов общества в целом, отдельных групп граждан или прав конкретного гражданина может происходить в различных формах. Кроме деятельности правозащитника как представителя или защитника в процессе, могут иметь место и организованные акции протеста (шествия, пикетирования), информирование населения (публикации в СМИ, организация лекций и т.д.), иные мероприятия. При этом такая деятельность в большинстве своем направлена на предотвращение злоупотреблений со стороны государственных органов, на повышение правосознания населения, на формирование четкой гражданской позиции.

Нормативно-правовой базой деятельности общественных организаций (в том числе правозащитных) служат законы такие ФЗ как: «Об общественных объединениях», «О свободе вероисповедания», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях», ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях (это защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ)»

Основой деятельности общественных организаций в уголовном процессе не является гарантированное Конституцией РФ право граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции). Такой основой служит иная норма - о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности общественных формирований (ст. 30 Конституции).

Функция правозащитника: представитель общественной организации не призван обеспечивать подзащитного (подозреваемого, обвиняемого или подсудимого) квалифицированной юридической помощью. Его задача – быть «общественным контролером» за соблюдением прав и законных интересов граждан во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Общественный защитник в уголовном процессе является адвокат, то есть лицо, профессионально занимающееся оказанием правовой помощи. Либо «иное лицо», о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Адвокат и представитель общественности (правозащитник) в уголовном процессе (на всех стадиях) не могут заменить один другого. То есть, если лицо по закону имеет право на обеспечение квалифицированной юридической помощью, то следователь или судья в обязательном порядке должны предоставить ему адвоката. В то же время участие в деле адвоката не должно препятствовать участию правозащитника.

41. Механизм организации и осуществления защиты жилищных прав граждан.

Государство оказывает помощь в приобретении, строительстве жилья путем предоставления субсидий, используя систему компенсаций и льгот по оплате, содержанию, ремонту жилья. Жилищные права (ст.40 Конст.РФ) гласит: -каждый имеет право на жилье; -никто не может быть произвольно лишен жилья; -малоимущие, нуждающиеся в жилище вправе получить его бесплатно либо за доступную плату.

В соответствии со ст.10 ЖК РФ граждане имеют право: -получить в установленном законом порядке жилое помещение по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда; -приобрести жилое помещение через жилищные и жилищно-строительные организации; -приобрести в частную собственность жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов; -построить индивидуальное жилое помещение.

В ст.28-32 ЖК РФ закреплены основания, порядок, особенности реализации прав граждан на жилье. Реализацию данных прав можно добиваться обращаясь в различные инстанции, вплоть до Конституционного Суда России и Европейского суда (но только по истечении 6 месяцев)

Право на получение жилья имеют те граждане, которые: -обеспечены жильем ниже установленных норм (менее 12кв.м); -проживают в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям санитарии, техническим требованиям; -имеют в составе семьи больных, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний; -проживают в смежных неизолированных комнатах и не связаны семейными отношениями; -проживают в общежитиях.

Защита жилищных прав осуществляется как в судебном, так и невсудебном порядке, но на основании предусмотренного законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты в свою очередь выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав(это обжаловании действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти). Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Это самозащитой прав.

Т.о., стороны жилищных правоотношений имеют возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав. При этом административный порядок защиты жилищных прав применяется только в случаях, предусмотренных законом, и решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Защиту нарушенных жилищных прав осуществляет суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Судами рассматриваются жилищные дела на основании заявлений либо жалоб заинтересованных лиц(гражане РФ, иностранные граждане и ЛБГ, являющиеся участниками жилищных отношений на территории Российской Федерации.

Способы защиты жилищных прав осуществляются путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа(местного самоуправления), нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу (ФЗ, иному нормативному правовому акту), имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа(местного самоуправления), юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа(местного самоуправления), противоречащих настоящему Кодексу (ФЗ, иному нормативному правовому акту), имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа (местного самоуправления), юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными жилищным кодексом, другим федеральным законом (ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ).

Данный перечень способов защиты жилищных прав не является исчерпывающим. Иные способы защиты жилищных прав могут быть предусмотрены как в самом ЖК РФ, так и в других федеральных законах.

42. Механизм организации и осуществления защиты трудовых прав граждан.

Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации характеризуют уровень развития общества.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда.

Конфликты возникающие междуработником и работодателем: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослаблении их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах.(о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: