Парадигмы менеджмента ХХI века
Парадигма – это концепция, взгляды, подходы, направления
Существуют важные компоненты, оказывающие влияние на будущее менеджмента.
Первая компонента. Проблема соединения человека с инструментом (концепция взаимодействия человека и техники).
Первой организационной формой, с которой связано начало управления, является цех. Главным в его основе, в основе его организации был не инструмент, а человек (мастер, подмастерье, ученик).
Разная степень квалификации делила людей на эти уровни. Здесь управление осуществляется ради установления нормальных отношений между людьми.
Человек с его знаниями, умениями, его позицией был главным в рамках организации, а инструмент не занимал такого лидирующего положения.
Мануфактура. Она начинает принижать статус человека с его возможностями и способностями. Она начинает расставлять людей постадийно, по операциям. Очень важно, что мануфактура готовит базу для следующего этапа. В производстве появляется машина, но в мануфактуре нет еще подчинения человека машине.
Человек уже полностью подчинен машине. Он уже следует за машиной, за конвейером. Человека расставляют в соответствии с тем, как работает машина. Поэтому фабричное управление задается машиной.
В Японии к фабрике перешли сразу от цеха. Не было мануфактуры. А в Европе мануфактура существовала почти 200 лет и она разрушила цеховые отношения. Поэтому Японская система стала резко отличаться от Европейской, а не потому, что там особая культура. В Японии отношения оставались цеховыми, а промышленность развивалась по принципу фабрики.
Завод – автомат (роботы). Завод работает как автомат. Здесь уже не нужен человек, машины работают сами, человек имеет уже другую ценность. Человек является придатком машины, управление начинает меняться.
Информационная система. (80-90 годы).
Здесь происходят еще более существенные изменения в управлении, во взаимодействии людей друг с другом на производстве. Люди могут работать в коллективе, но это уже другая система отношений.
ХХ1 век. В концепции взаимодействия человека и инструмента будет серьезная проблема. Это будет проблема информационной совместимости. Суть ее состоит в том, что очень серьезное внимание в управлении будет посвящено тому, чтобы не пропадала нужная информация, и чтобы не надо было искать нужную информацию. Если раньше люди были привязаны к станку, то теперь они будут привязаны даже не к машинам и компьютерам, а к информационным полям. Изменятся коммуникации между людьми. Уйдет эмоциональная часть. Очень серьезной будет организация и управление информационными полями.
Вторая компонента, это продукт (это то, что мы делаем, что создаем в организации, над чем работаем).
2.1. Природа – процесс производства выглядит следующим образом: отчуждение (сбор, выращивание) – переработка – воспроизводство.
2.2. Период хотизма. Хотизм – от слова хотеть. Продукт по потребности рынка. Позиция потребителя резко изменяется. Клиент стал как бы главным. Что хочет клиент (рынок), то мы и производим. В этот период получает развитие маркетинг.
2.3. Информация. Информация занимает сейчас все большее место. Если существует информационный продукт, его необходимо хранить, обрабатывать; необходимы средства связи. Технические средства. И формы управления тоже начинают меняться. Значительно выделяются инженерные и творческие коллективы, особенно начинают цениться люди интеллектуального труда (программисты).
2.4. Продуктом 21 века станет человек. Его здоровье, получит развитие фармацевтика, экология, имеджелогия, здоровый образ жизни. 1/5 часть трудоспособного населения будет занята в сфере геронтологии.
Геронтология – это поддержание стареющего организма в активном жизненном состоянии.
В значительной мере вся деятельность будет переакцентирована на создание, воспроизводство, сохранение активного образа жизни человека. Жизнь человека станет основным продуктом 21 века. И совершенно по другому будет строиться система управления.
Третья компонента – культура.
3.1. До 50-х годов в теории управления ведущее место занимала идея так называемого универсального менеджмента.
Американский менеджмент стал восприниматься как образец, эталон. Считалось, что он должен использоваться везде. В России тоже была попытка изучения и использования опыта Америки. Это объяснялось тем, что американская промышленность, экономика давали существенные, лучшие показатели. И это в значительной мере связано с тем, что у них другой тип менеджмента, таким образом американский менеджмент стал распространяться по всему миру.
3.2. Интегративный менеджмент. Он стал как бы ответом на Японский вызов. Возникла идея: есть американский менеджмент, который очень хорош, но он не единственный, есть и Японский. Задача: как соединить эти наиболее эффективные (америк. и японс.) менеджменты, т.е. создать один интегративный.
3.3. Различный менеджмент. Означает признание того, что менеджменты не должны стремиться к какой-то интеграции, унификации ради одного правильного., т.е. 21 век – век различных менеджментов.