Трейлерные и контрейлерные системы

Трейлер – прицеп с низкой рамой для обеспечения малой погрузочной высоты, предназначенный для перевозки тяжеловесных неделимых грузов, например железнодорожного вагона (рис. 2.5.2). Для уменьшения удельной нагрузки на дорогу трейлер обычно имеет многоосную конструкцию с большим числом колес (6-8) малого диаметра на одной оси. Грузоподъемность трейлера от 20 т. Кузов трейлера – платформа, оборудованная откидными трапами, иногда механизмами для перегрузочных работ. Применение такого автомобиля-тяжеловоза позволяет создать интермодальную систему перемещения железнодорожного вагона на транспортном средстве автомобильного транспорта. Трейлерные перевозки начали распространяться с 1930-х гг. Однако увеличение грузоподъемности вагонов до 60 т и более делают такую систему не очень жизнеспособной из-за ограничения во всем мире полной массы автомобиля и нагрузки от одной оси на автомобильную дорогу. Заметим, что нормативной нагрузкой на дорогу считается в большинстве стран Европы 40...44 т. В настоящее время Европейский союз разрешил в порядке эксперимента в Германии и Швеции общую массу автопоезда 60 т длиной 25,5 м.

Рис. 2.5.2. Трейлерная система перевозки железнодорожного вагона на автомобильном прицепе-тяжеловозе

Контрейлер – 2- или 3-осный грузовой полуприцеп с крытым или открытым кузовом, оборудованный колесами с пневматическими шинами, приспособленный для буксирования его автотягачами по автомобильным дорогам и для безопасной перевозки по железной дороге на специализированной низкорамной платформе. Имеет вместимость, как правило, до 65 м3 и массу брутто 6...30 т. Такой подвижной состав позволяет создать интермодальную железнодорожно-автомобильную систему, называемую контрейлерной (рис. 2.5.3).

Таким образом, контрейлерные перевозки – это комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки подвижного состава автомобильного транспорта – прицепов, полуприцепов, прицепов для тяжеловесных неделимых грузов (трейлеров) или съемных кузовов, выполняющих транспортировку груза на железнодорожной платформе. При перевозке съемных кузовов могут использоваться специализированные контейнерные платформы. Контрейлерные перевозки начали развиваться в США и Западной Европе, но интенсивно развиваются по всей Европе с конца 1960-х гг. В настоящее время контрейлерные поезда ходят между Великобританией и Францией, в Альпах, по территории Австрии, Швейцарии, России и других стран.

Автоперевозчик несет полную ответственность за перевозку груза, а железная дорога – за доставку транспортных средств от мест погрузки до мест назначения, включая перегрузочные работы.

Контрейлерные перевозки позволяют оптимально использовать преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта. Так, автомобильный транспорт, обладающий гибкостью и мобильностью, осуществляет доставку груза не только от отправителя (производителя) к железнодорожной станции, но без перегрузки груза до места назначения. Железнодорожный транспорт дает преимущество в экономичности (стоимости) и безопасности перевозки, он экологически более чистый и позволяет связать транспортные узлы, расположенные на значительном расстоянии друг от друга. Кроме того, постоянно вводимые странами Европейского союза и Вышеградской четверкой (Чехия, Словения, Польша и Венгрия) все более жесткие ограничения на передвижение, в том числе и на оформление большегрузных автопоездов, принуждают транспортников переходить на контрейлерные маршруты.

Рис. 2.5.3. Контрейлерная система перевозки автомобилей-трейлеров

на железнодорожном вагоне

К достоинствам данной интермодальной технологии относят высокую скорость и гарантию доставки в соответствии с графиком движения поездов; значительное сокращение времени- прохождения таможенного контроля без участия водителя; сбережение моторесурса автотранспортного средства и экономию более дорогого автомобильного топлива; сокращение затрат при транзитном сообщении; экономию затрат на оформление товаросопроводительных документов. Этот вид интермодальных перевозок улучшает экологическую ситуацию в регионе перевозки в связи с тем, что не сжигаются сотни литров горючего автомобилями, и повышает уровень безопасности движения на автомобильных трассах. Кроме того, несколько падает нагрузка на автомобильные трассы.

В Америке с 1955 г. применяют аббревиатуру TOFC (trailer on flatcar) для обозначения автомобиля-трейлера на железнодорожной платформе в отличие от COFC (container on flatcar) для обозначения перевозки контейнера на железнодорожной платформе.

Недостатком контрейлерной технологии считается необходимость перевозки самого автомобиля (20... 30 % полезной нагрузки), что уменьшает коэффициент использования грузоподъемности железнодорожного вагона, уменьшает производительность, рассчитываемой при непосредственном движении автомобиля, увеличивает высоту транспортного средства. Также недостаток в том, что нужно создавать и содержать парк специализированных железнодорожных платформ с пониженным полом. Кроме того, водителю необходимо создать комфортные условия. Обычно для водителей предусматривают пассажирский вагон со всеми удобствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: