Перевозки при разной ширине колеи железных дорог

Вопрос возможности бесперегрузочной перевозки грузов, а особенно пассажиров по железным дорогам с разной шириной колеи стоял очень остро до последнего времени. Проблема перевозок по железным дорогам в мультимодальном, прежде всего международном, сообщении возникла в связи с определенной историей развития железнодорожного транспорта в разных странах, что привело к строительству путей разной ширины железных дорог, трамвая, фуникулера. В ряде европейских стран и новых линиях Японии ширина рельсовой колеи 1435 мм (стандартная, или стефенсоновская, колея), в России 1520 мм (русская колея), в отдельных штатах Южной Америки, Ирландии, Индии и странах Африки 1067, 1600 (ирландская колея) и 1676 мм (индийская колея), в Испании 1670 мм (иберийская 3 колея). Может быть и узкая колея в 1000, 750 мм и другая, более характерная для промышленного транспорта. Самая широкая колея (9000 мм) — на судоподъемнике Красноярской ГЭС России.

Шириной колеи называется расстояние между верхними частями рельсов, составляющих железнодорожный путь.

Ширина колеи в России с 1851 г. (год постройки первой российской железной дороги) была принята равной 0,714 сажени.

Иберия — древнее название Испании. Ширина колеи измеряется старой испанской мерой «шесть ступней 45-го размера.

Этот вопрос решают, прежде всего, таким образом: на станциях железной дороги отводят специальные участки (для пассажирских перевозок обычно крытые) с колеями разной ширины, которые расположены одна внутри другой. Вагоны прибывшего поезда по колее данного габарита с помощью различных подъемных механизмов, в основном гидравлических, приподнимают на некоторую высоту, снимая их с колесных тележек (пар), подкатывают под вагоны колесные тележки (пары) для колеи нужного габарита и опускают вагон на них. Для ускорения перевода на колею нужной ширины поезд разделяют на несколько частей и с помощью маневровых тягачей развозят по участкам.

По окончании процедуры теми же тягачами собирают вагоны в один поезд. Такая система занимает незначительное время (менее 2 ч для переформирования поезда из 16-18 вагонов) и абсолютно нечувствительна даже для пассажиров. Пассажиры могут оставаться в вагонах, что особенно важно при проезде пограничных мест ночью, К тому же на границах это время используют для паспортного и таможенного контроля.

Однако любые потери времени для логистического транспортного процесса, особенно при перевозке пассажиров, являются нежелательными, поэтому сегодня разработана принципиально другая система, заключающаяся в том, что создан специальный подвижной состав (вагон) нового поколения с автоматическим изменением ширины колесных пар поезда на скорости до 60 км/ч (рис. 2.5.8). Суть состоит в том, что на участке перехода на другую колею устанавливают «бугорок», при наезде на который каждая ось поднимается («вывешивается»), а колеса, находящиеся на ней, автоматически раздвигаются (либо сдвигаются) по ширине следующей колеи.

Рис 2.5.8. Интермодальная с изменяющейся шириной колеи

Такая технология позволяет производить при необходимости на начально-конечных пунктах маршрута все паспортные и таможенные процедуры, ликвидируя потери времени на них при проезде границ.

Данная технология работает в настоящее время на маршруте Испания — Франция и запланирована для запуска Трансбалтийского экспресса по маршруту Берлин —Калининград — Санкт-Петербург с использованием на первое время импортного подвижного состава, а затем отечественных вагонов завода «Электросила», где будут построены двухэтажные вагоны, по комфорту соответствующие 3-4-звездочной гостинице. Путь от Берлина до Санкт-Петербурга поезд «Тальго» пройдет за 30 ч.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой технология «ступица и спица»?

2. Каковы основные стратегии для развития мультимодальных систем, в том числе российских?

З. В чем заключаются роль и достоинства транспортной экспедиции?

4. Как определяется понятие «транспортный оператор» и каковы его функции?

5. Чем отличаются трейлерные системы от контрейлерных и роудрейлерных?

6. Какие интермодальные технологии применяются на водных видах транспорта?

7. В чем состоят достоинства и недостатки контейнерных и паллетных систем?

8. Как осуществляется интермодальная технология при разной ширине колеи железных дорог?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: