Наука в XIX – XX веках

В XIX веке позиция науки упрочняется. Увеличение социальной потребности в ней связано с промышленной революцией (первым делом в Англии): становление капитализма, стремление к получению прибыли, перестроение жизни общества, урбанизация, развитие промышленности.

Наряду с Академиями начинают играть важную роль университеты. Сохраняется оптимистическая вера в науку.

Появляется новая научная картина мира – общие представления науки определённого периода о мире, его устройстве, типах взаимосвязей объектов. Научная картина мира – систематизация знаний.

Развиваются абстрактные области математики (раньше математика была привязана к реальности: производная — скорость изменения процесса), которые не находят аналога в реальности, Гамильтон строит кватернионы, появление неевклидовых геометрий — чисто математические построения. Представление о математике, как о наборе формальных теорий возникают благодаря Гильберту. Стремление подвести фундамент под методы, используемые в естествознании. Попытки обоснования математического анализа Коши и Вейерштрассом, построение теории действительного числа.

Теория множеств Кантора — универсальная основа математики. В математическом анализе появляются странные объекты (непрерывная, но нигде не дифференцируемая функция). С помощью способов рассуждения, используемых в теории множеств, можно было строить парадоксальные утверждения, что привело к спорам об основаниях математики.

Дарвин: теория естественного отбора. Постепенно формируется мнение, что наука лишь строит модели мира, которые лучше или хуже соответствуют реальности — разрушение эпистемического треугольника.

Новая картина мира – неклассическая.

Онтология неклассической науки: реляти­визм (пространства, времени, массы), массо­вость (множество объектов любого рода — статичес­кая система), системность, структурность, организо­ванность, эволюционность систем и объектов.

Гносео­логия неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный ха­рактер научных законов и теорий, частичная эмпири­ческая и теоретическая верифицируемость научного знания.

Методология неклассической науки: отсут­ствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм.

Социология неклассической науки: «зернистая» структура научного сообщества, много­образие форм научной кооперации, наука — объект экономического, правового, социального и государ­ственного регулирования.

Формирование неклассической науки началось с исследования Фарадеем и Максвеллом явлений электричества и магнетизма, которые не допускали механического толкования. В классической физике взаимодействие вещества описывалось ньютоновской механикой, где основными понятиями были пространство, время, материя, сила.

Новое состояние, способное порождать силу и не связанное с телом, было названо полем, ему соответствовала теория Максвелла, которая в значительной степени усилила математизацию физики. Как отмечал М. Клайн, после Максвелла физическая реальность мыслилась в виде непрерывных полей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных. Наглядность физического мира все более ограничивалась.

Концепции классического знания ставятся под сомнение: в самом ли деле знание есть точная копия реальности? Одна и та же реальность может быть описана в разных теориях, не существует одного метода научной деятельности. Мах: "все физические определения относительны", показывая это через основные физические понятия (пространство, время, материя...). Такую логику предлагали многие ведущие ученые этого периода, ставшего для физики революционным.

ОТО существенно изменила представления физической науки об объективности. Масса, считавшаяся неизменной характеристикой вещества, оказалась зависящей от скорости движения тела, пространство может искривляться вблизи гравитирующих масс, время замедляться... Классическая физика признает, что длина движущегося и покоящегося стержня одинакова. ОТО обнаружила ложность и такого утверждения.

Квантовая механика окончательно развеяла притязания на универсальное и точное описание объекта. В классической физике измеряемая величина определяется однозначно, в квантовой механике наше представление о событиях формируется только на основе статистических данных, здесь нет места для законов, но есть закономерности. На базе квантовой механики невозможно описать положение и скорость элементарной частицы или предсказать ее будущий путь. Одинаковые элементарные частицы в одинаковых условиях могут вести себя по-разному. Это – новое понимание реальности.

В классической науке представления о физической реальности создавались на эмпирическом уровне, при помощи чувственного познания.

Квантово-механический способ описания с необходимостью включает в себя не только изучаемые объекты, но и приборы, используемые для их изучения, а также сам акт измерения. Оказывается, что "ни один результат опыта, касающийся явления, лежащего вне области классической физики, не может быть истолкован как дающий информацию о независимых свойствах объекта. Если в классической физике элементами реальности были вещи, то в квантовой механике в роли элементов физической реальности выступают акты взаимодействия объекта с прибором, то есть процессы наблюдения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: