Ценности технократизма

Предмет авторского рассмотрения — этика технократизма. Ее основные ценности лежат вне теоцентрической и антропоцентрической традиции. Выделение таких ценностей технократизма, как «прогресс», «обладание», «объективность», «заменяемость», «управляемость», «всерешаемость», «прагматизм» (соотношение цена/качество) и «безответственность», позволяет его формализовать и сделать доступным для философского анализа и общественного внимания.

Технологии, науч­ная деятельность, связанное с ними образование стали формировать совершенно новый, в этическом плане, страт людей, отличительной особенностью которых становится технократическое мышление.

Ценностный мир технократизма является сегодня довольно распространен­ным и влиятельным. Технократизм не просто ставит в центр мира технику, вы­тесняя человека, а применяет ценности, сформированные под воздействием нау­ки, техники и технологий к окружающему миру и в межличностных отношениях. В жесткой детерминации производственного процесса, в поражающей воображе­ние мощи техники выкристаллизовалось представление о человеке как подчинен­ном и обслуживающем технику элементе. Новая технократическая этика, конеч­но, не сводится ни к этике науки, ни к этосу научного сообщества или этическому кодексу инженера. Отличие технократической этики в ее отрыве от этих профес­сиональных групп и охвате широких слоев населения.

Само по себе технократическое мышление имеет много преимуществ перед его иными формами. Во-первых, ему свойственно логичность и последователь­ность. Во-вторых, при использовании этого мышления привычно и успешно раз­решаются многие практические задачи по созданному ранее алгоритму (экономи­ческие, производственные, инженерные и т.д.). В-третьих, технократическое мыш­ление лишено рефлексии о культуре; это позволяет, абстрагируясь от множества внешних факторов, сконцентрировать внимание на главной задаче, упростить ее до вида, поддающегося решению существующими методами. В-четвертых, для такого мышления практически отсутствует различие между живым и неживым; даже скорее, живое должно подчиняться тем же правилам, что и неживое.

Распространение этики технократизма — один из важнейших процессов гло­бализации, имеющий отношение как к формированию новой культурной иден­тичности, так и к разрушению старых представлений народов о самих себе. Ис­точником системы культурных ценностей выступает теперь для человека не об­щество в целом (с трансляциями старых идеалов), а узкоспециализированная профессиональная группа, к которой по образованию и роду деятельности при­надлежит данный индивид.

Опасность техноцентизма заключается в присущей его природе способности противостоять живому, противопоставлять искусственное природному, подчинять все своей власти, игнорировать биологические факторы или безудержно их экс­плуатировать. Вера в научно-технический прогресс стала основой технократизма. Но цен­ность «прогресса» в координатах технократизма не идентична вере ученых в по­знаваемость мира. Выдающиеся ученые, определяющие своими открытиями раз­витие человечества, как раз отдают себе отчет в сложности процесса познания. Но огромная масса приверженцев этики технократизма лишена скептической со­ставляющей. Для них предпочтение будущего настоящему и прошлому — это часть мировоззрения. Ценность «прогресса» охватывает и веру в прогресс обще­ства. Эта ценность уже не может базироваться на научных основаниях. Она опи­рается на эксплуатируемое экономикой желание человека жить все лучше и луч­ше, причем удовлетворение этого желания должно осуществляться постоянно. Альтернативная ценность «стабильности» несовместима с технократической эти­кой. Примером является попытка породить модель «устойчивого развития» — взаимоисключающий сам себя термин, который в первую очередь отвечает цен­ности «прогресса», а маскирует эту ценность антиномия «стабильности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: