double arrow

Авторы: Стребелева,Екжанова, Катаева- занимались дошкольным возрастом авторы программ для уо дошкольников)


К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности — учебной.

Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к получению образования, если они были лишены специальной системы помощи.

Большие затруднения наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенные трудности при овладении чтением и письмом. Тем не менее именно обучение способствует развитию навыков и выявлению компенсаторных возможностей.

Между тем поступление ребенка в школу — важное событие, к которому он должен быть подготовлен. К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успех, является его мотивационная готовность. Она формируется у умственно отсталых детей замедленно и с определенными трудностями.




Развитие отношения к учению у младших школьников протекает замедленно. Оно характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.

На первом году пребывания ребенка в школе отношение к учению выступает как эмоционально окрашенные реакции на посещение школы. В младших классах отрицательное отношение к учению может быть обусловлено трудностями в овладении знаниями, в старших — отсутствием интереса к познавательной деятельности. Однако в старших классах обычно имеет место избирательное отношение к школьным предметам. Чаще всего самыми любимыми оказываются уроки труда.

Среди факторов, способствующих формированию положительного отношения к учению, большое значение имеет педагогическая оценка, которая выполняет ориентирующую и стимулирующую функции. Младшие умственно отсталые школьники далеко не всегда понимают достоинство оценки, не умеют адекватно оценить свою работу и работу товарища. При безразличном или отрицательном отношении к оценке она не может являться стимулом учения.

С учетом этих параметров выделены группы учащихся, по-разному относящихся к учению: дети с положительным устойчиво продуктивным отношением; дети с неустойчиво продуктивным отношением; дети с малопродуктивным отношением; дети с индифферентным отношением.

В жизни поступившего в школу умственно отсталого ребенка игровая деятельность продолжает занимать первостепенное место. К этому времени он приобретает определенный жизненный опыт,некоторые умения и навыки самообслуживания, научается выполнять многие предметно-практические действия, в том числе и игровые, в которых, однако, далеко не всегда находит отражение реальная действительность.



Для повышения мотивации труда существенное значение имеет его общественная оценка: сознание общественной значимости выполняемой работы или изготовляемой вещи — важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий.

При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.).

В некоторых условиях (например, в сельской местности) легко умственно отсталые лица могут адаптироваться без трудностей. В то же время их эмоциональная и социальная незрелость является препятствием для выполнения некоторых социальных ролей.

13. 13.Психологические особенности личности и межличностных отношений у умственно отсталых детей и подростков.Личность характеризуется как сложное функционально-динамическое единство внутренних особенностей человека. Развитая личность – это та личность, которая обладает определенным мировоззрением, определенным уровнем самостоятельности и осознает свое место в обществе. Личность умственно отсталого ребенка развивается по тем же законам, что и личность нормального, т.е. под влиянием общества, среды, воспитания. У каждого человека развиваются социальные мотивы, потребности, отношения. В процессе развития у умственно отсталого ребенка обнаруживаются специфические особенности. Они определяются нарушением высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, незрелостью эмоциональной сферы и волевых процессов. У детей нарушена деятельность, работоспособность, расстраивается поведение. У умственно отсталых бедные личностные потребности, они слабо регулируются сознанием. Потребности у любого человека зависят от мотивов деятельности. У умственно отсталых детей отмечается низкий уровень осознанности мотивов, их быстрая смена, неустойчивость ведущего мотива. Обнаруживается нарушение смыслообразующих мотивов, т.е. мотивы остаются на уровне знаний, а не действий. Затруднено формирование моральных мотивов. У умственно отсталых наблюдается низкий показатель сформированности познавательных потребностей или познавательного интереса. У таких детей низкий уровень любознательности, нет потребности в приобретении знаний. Низкий уровень побуждения к деятельности. На первый план выступают органические потребности. Мировоззрение умственно отсталых детей формируется на научной основе. В процессе обучения им прививается правильная оценка природы и общества, мировоззрение таких детей недостаточно осознанно из-за сложности обобщения конкретных фактов. Оно формируется позднее, чем в норме. У умственно отсталых детей отмечается снижение уровня самосознания, некритичность в оценивании собственных действий и поступков. Не сформирована самооценка. В старшем школьном возрасте завышенная самооценка связана с компенсацией дефекта, с неумением оценить свои возможности. Уровень притязаний находится в прямой зависимости от уровня самооценки. Важнейшим компонентом личности является характер, он отражает форму духовной жизни человека, отношения между людьми, стиль поведения. На формирование характера у умственно отсталых детей оказывают влияние текущие заболевания нервной и эндокринной системы. В итоге у детей обнаруживается целый комплекс патохарактерологических особенностей личности. У умственно отсталых детей низкий уровень убеждений, они не умеют их отстаивать, возможны двойственные поступки. Такие дети беспринципны. Склонны к импульсивным поступкам, не умеют преодолевать трудности, легко внушаемы, нерешительны, раздражительны, несдержанны, эгоистичны, упрямы, проявляют негативизм. Межличностные отношения. Социальная сущность личности реализуется через общение с другими людьми. Школьный коллектив рассматривается как формальный коллектив для развития межличностных отношений. Многие умственно отсталые дети не вступают в контакт. Практически у всех – низкая потребность в общении, малая инициатива. Лидеры в коллективах обнаруживаются по случайному признаку (часто они – носители отрицательных качеств), неофициальных лидеров выделить сложно. В коллективах большое количество микрогрупп, большое количество изолированных школьников. Девочки тяготеют к общению с девочками, мальчики – с мальчиками. Дети выбирают партнеров для общения аморфно и ситуативно.









Сейчас читают про: