double arrow

Своеобразие речемыслительных процессов при умственной отсталости


Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности (Шиф Ж. И., Петрова В. Г.). По теории Выготского у детей группы норма в 2 года речь явл.осмысленной, а мышл.становится речевым. У детей с умственной отсталостью речемыслительные процессы развиваются патологически. Развитие словесно -логического мыш. будут вызывать трудности в связи с этим наиболее сохранным видом мышления у УО явл. Наглядно-действенное, т.к оно не треб участие речи. Важной особенностью н-д мыш.явл. то, что способом преобразования ситуации служит практическое действие, кот. осущ. методом проб и ошибок, кот. основан на отбрасывании неверных вариантов действия и фиксации верных. Для наглядно-образного мышления характерно решение мыслительных задач в результате умственных действий с образами, представлениями. Наглядно-образное мыш. умственно отсталых детей имеет особенности: непоследовательность мышления, низкий уровень обобщенности, трудности представления отдельных предметов и предметных ситуаций по словесному описанию, недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых предметов. Наибольшую трудность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления, такие как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости – временные, причинные и т. п. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. Наиболее трудными для дошкольников с умственной отсталостью оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно- логическом мышлении. Многие из них, по существу несложные, оказываются недоступными даже тем детям, которые 2-3 года посещали специальный детский сад. Если некоторые задания детьми выполняются, то их деятельность при этом представляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания. Другими словами, дети запоминают некоторые словесные выражения и определения, а потом с большей или меньшей точностью воспроизводят их. Из-за дефектов восприятия ребенок имеет небольшой запас представлений, которые отличаются фрагментарностью, упрощенностью. Особенностью мышления является его конкретность и слабость обобщений. Оперируя единичными, наглядными образами, не умеют понять скрытое за ними общие и существенные свойства.Сравнивая предметы склонны к установлению различий, не умея уловить сходство; опираются на случайные внешние признаки, не выделяя основных. Дети плохо усваивают правила и общие понятия. Часто заучивают их наизусть, не понимая содержания. Инертность мышления связывают с недостаточностью эмоционально-волевой сферы. Логика суждений нарушается из-за тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов, склонности застревать на одних и тех же деталях. Имеется тенденция к стереотипному мышлению, когда каждую новую задачу решают по аналогии с предыдущей. Возникают нелогичные скачки, переходы от одной мысли к другой. Отмечается слабость регулирующей роли мышления. Дети не пользуются усвоенными ранее умственными действиями. Умственно отсталый ребенок не обдумывает своих действий, не составляет плана решения задачи, не предвидит их результата. Некритичность мышления, отсутствие сомнения в правильности своих суждений. Дети не замечают своих ошибок не признают критику.






Особенности речи умственно отсталых детей изучались ведущими учеными А.Р. Лурия, М.Ф. Гнездиловым, В.Г. Петровой, М.С. Певзнер. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи. Слуховое различение слов и фраз возникает значительно позже. Речь немногословна и неправильна. Ребенок долго не усваивает новые слова и словосочетания. При сохранности неречевого слуха (восприятие тонов, шумов), он плохо различает обращенную речь взрослых, воспринимая ее нерасчлененно (слитно). Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими, затрудняется звуковой анализ слова. Плохо различая на слух окончания слов, он не усваивает грамматические формы. Замедляется темп развития артикуляции. Нечеткость произношения тормозит развитие качества слухового восприятия. Словарный запас значительно меньше, имеется большая разница между пассивным и активным словарем. Умственно отсталые мало используют прилагательные, глаголы, союзы. Нарушен грамматический строй речи, фразы односложны, упрощены и имеют конкретный смысл. Переставляя в предложении, разделяя фразы часто нарушают его смысл. Плохо разделяя слово на буквы, пишут с ошибками. Имеются затруднения при написании самих букв, что искажает почерк. При обучении письму и чтению выявляются дефекты зрительного анализатора и пространственной ориентировки. Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь - это основное средство формирования мысли и форма ее выражения. УО дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребенку планировать свои действия. У умственно отсталых детей такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением отмечается явный разрыв между действием и словом.









Сейчас читают про: