С недостатками умственного развития

Кузнецова Л. И.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев Украина

Постановка проблемы. Основным законодательным актом, регулирующим защиту детей-инвалидов в Украине, является Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», принятый Верховной Радой 21.03.1991 года.

В последнее время в современном обществе существует тенденция к увеличению рождения детей с недостатками умственного развития, на что влияет ряд факторов, таких как радиация, гипоксия мозга, наследственные нарушения обмена веществ, хромосомные болезни [3].

По данным Министерства охраны здоровья в Украине проживает более 300 тысяч людей с отклонениями умственного развития, среди них на 1000 рожденных детей приходится 10 случаев рождения детей с этим диагнозом. В связи с этим, создание условий для обеспечения двигательной активности детей с отклонениями умственного развития является одной из важнейших социальных задач, о чем идет речь в утвержденной Указом Президента Украины Национальной доктрине развития физической культуры и спорта (2004-2016 гг.).

Анализ последних исследований и публикаций. Целью адаптивного физического воспитания и обучения детей с отклонениями умственного развития является приобретение ими знаний, умений и навыков такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социуму. Важнейшая цель педагога при проведении занятий является формирование у ребенка с данной нозологией интереса к игре, и через игру повлиять на его психическое состояние.

Данной проблеме посвящено много исследований (А. Аксенова, Н.Бернштейн, С. Веневцева, А. Дмитриев, С. Евсеев, Н. Козленко, Е. Конева, А.Лесько, В. Лепешкин, Н. Мазитова), которые рассматривали вопрос адаптивного физического воспитания детей с недостатками умственного развития, а также различных средств физического воспитания в работе с детьми данной нозологии.

По мнению Н. А. Бернштейна одной из важных задач адаптивного физического воспитания является обучение ребенка, имеющего отклонения в умственном развитии, двигательным умениям и навыкам. Он доказал, что каждый этап эволюции моторики обусловлен развитием определенного отдела центральной нервной системы. Любой двигательный акт может быть построен только благодаря строгой иерархии «уровней мозга», которые отвечают за организацию определенных произвольных действий.

В работах С. И. Веневцева адаптивное физическое воспитание рассматривается как воспитание, которое имеет социальную значимость в отвлечении людей от своих болезней и проблем средствами игровой и соревновательной деятельности, воспитании морально-волевых качеств. Многочисленные исследования показали, что игровая деятельность существенно повышает социальный статус детей с недостатками умственного развития, создает дополнительные предпосылки расширения их социально-пространственной мобильности, адаптации к условиям окружающей среды [1].

Цель исследования – теоретическое обоснование влияния средств физического воспитания на психическое и физическое состояние детей с отклонениями умственного развития.

Изложение основного материала. Анализ научно-методической литературы показал, что достаточно большое количество публикаций посвящено изучению проблемы организации занятий физическим воспитанием детей с различными заболеваниями. В частности, изучению вопросов, связанных с воздействием различных видов двигательной активности, таких как плавание, элементы тяжелой и легкой атлетики, спортивные игры (баскетбол, волейбол, настольный теннис), ритмика на психофизическое состояние детей с данной нозологией.

В своих работах А. А. Дмитриев подчеркивает, что во время проведения занятий ритмикой необходимо учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные особенности учащихся, следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям детей с отклонениями умственного развития. Именно занятия ритмикой имеют свой положительный эффект, который заключается, прежде всего, в универсальности (в организме ребенка нет ни одного органа, который бы не реагировал на движение) отсутствия побочного действия, возможности длительного применения, которое может переходить из лечебного и профилактического в общеобразовательное и тренировочное. Следует добавить, что физические упражнения, выполняемые на уроках ритмики можно разнообразить, заменить одно другим, исключить монотонность, поэтому целенаправленные и дозированные упражнения являются эффективными средствами коррекции нарушений двигательных функций детей с недостатками умственного развития [2].

С целью эффективного решения задач коррекции в развитии двигательной сферы детей с данной нозологией ряд авторов: Н. А. Козленко, В. Н. Мозговой, С. Ю. Юровский рекомендуют использовать элементы различных видов двигательных и спортивных игр, конкретно баскетбола, который создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с отклонениями умственного развития. Само занятие баскетболом развивает координационные возможности детей, способствует согласованию движений, целостности и точности двигательных действий, повышает показатели общей физической подготовленности [4].

В исследованиях Н. Ж. Булгаковой, Д. Ф. Мосунова, Л. М. Шипициной обнаружено, что во время занятий плаванием у детей с отклонениями умственного развития значительно повышается уровень развития всех физических качеств, улучшаются показатели эмоционального состояния, укрепляются мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины, увеличивается устойчивость к гипоксии, уменьшается усталость и увеличивается желание продолжить занятия плаванием.

Важно, что проведение физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии на сегодняшний день остаются мало обоснованными и недостаточно разработанными. При этом отсутствие какого-либо обоснования содержания адаптивного физического воспитания с использованием подвижных игр в процессе физического воспитания для детей с данной нозологии, направленных на улучшение психического и физического состояния, повышение общей физической работоспособности придает данному вопросу особую остроту и значимость.

Ряд авторов в своих работах отмечают, что правильный подбор подвижных игр с учетом психофизического состояния ребенка позволит усовершенствовать не только такие качества как скорость, ловкость и выносливость, которые наиболее активно проявляются и совершенствуются во время проведения подвижных игр, но и улучшат эмоциональный фон, стимулируя активную умственную деятельность [6].

Подвижные игры создают неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с умственной отсталостью. Глубокий смысл игры заключается в том, что они функционально «нагружают» весь организм ребенка, все ткани, органы и системы, структурно формируют и совершенствуют их. Целенаправленная эмоционально-игровая нагрузка оказывает стимулирующее действие на организм детей, способствует удовлетворению их естественной потребности в движении [5].

От того насколько ребенок будет успешно овладевать игровой деятельностью, как в урочное так и внеурочное время, будет зависеть успешность его физического и психического развития. Игровая деятельность ребенка весьма многогранна, также как и широкий спектр игр для дошкольников и младших школьников. Главное место, конечно же, принадлежит сюжетно-ролевым играм. Именно в таких играх дети перевоплощаются в известных для себя героев, повторяют их движения, действия, манеру общения и поведения. Кроме сюжетно-ролевых игр для детей с недостатками умственного развития применяются и дидактические игры.

Игру невозможно начать проводить спонтанно. Педагогу необходимо создать у детей с данной нозологией игровое настроение, вызвать у них интерес к предстоящей двигательной деятельности. Заставлять ребенка играть – нельзя. Следует учитывать его желание и настроение, если необходимо, дать возможность понаблюдать со стороны. Для детей с недостатками умственного развития подвижные игры необходимо повторять многократно, но, вместе с тем, постепенно их менять, дополнять, вводить новое оборудование и предметы. При этом педагог должен постоянно контролировать физическое, психическое и эмоциональное состояние детей.

Многие авторы представляют самые разнообразные классификации, а именно: по интенсивности, по уровню развития физических качеств, по возрасту, по временам года, по количеству участников игры, по национальному признаку. Кроме этого, существует разделение на игры с инвентарем и без него, игры под музыку, подвижные игры в воде, игры в зависимости от группы заболеваний [5].

В работах А. Лесько и В. Трача представлены рекомендации для учителей, воспитателей, воспитателей физкультурных занятий, работающих с детьми данной нозологии по проведению подвижных игр на уроках физической культуры, внеурочное время, во время проведения экскурсий, спортивных мероприятий, уроков лечебной физической культуры. Так, в зависимости от ряда факторов, педагог может выбрать игры низкой интенсивности: «Сохрани предмет», «Сделай фигуру», «Группа замри»; игры средней интенсивности: «Бег за мячиком», «Метко в цель», «Бег наперегонки»; игры высокой интенсивности: «Забери мяч», «День и ночь», «Гуси-лебеди» [7].

Выводы. Подвижные игры создают неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Правильно подобранная и организованная игровая деятельность благотворно влияет на физическое состояние детей с недостатками умственного развития, способствует активизации их интеллектуальной сферы, формирует произвольность психических процессов. Дети постоянно учатся действовать в предложенной ситуации. Функциональное развитие игровых действий создает предпосылки для развития умственных способностей. Кроме того, игра развивает коммуникативные умения, что существенно влияет на успешность социальной адаптации детей с недостатками умственного развития.

Перспективы дальнейшего развития в данном направлении заключаются в разработке технологии использования подвижных игр, как важного средства адаптивного физического воспитания детей с недостатками умственного развития с целью коррекции их психоэмоционального статуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веневцева, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта / С. И. Веневцева. – М.: Советский спорт, 2004. – 175 с.

2. Дмитриев, А. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы / А. А. Дмитриева. – Красноярск, 1988. – 88 с.

3. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2-х т. / С. П. Евсеев. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2007. – 291 с.

4. Козленко, Н. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательных школ / Н. А. Козленко. – М.: Изд-во Сов. школа, 1987. – 125 с.

5. Конева, Е. В. Детские подвижные игры / Е. В. Конева – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 251 с.

6. Лепешкин, В. А. Подвижные игры для детей: пособие для учителя физкультуры / В. А. Лепешкин. – М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с.

7. Лесько, О. Экспериментальная методика использования подвижных игр для младших школьников с задержкой психического развития / О. Лесько // Молодая спортивная наука Украины: сборник науч. статей. – Львов: ЛГИФК, 2004. – С. 55 – 58.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: