Типы патохарактерологического развития личности

Патохарактерологическое развитие личности у слепых наблюдается на фоне «патологически изменной почвы»: наследственной отягощенности, цереброорганической недостаточностью, соматических заболеваний. Патогенное воздействие различных психогенных факторов вызывает появление патологических изменений личности. При этом выделяют три типа отклонений: невротический, аутистический, возбудимый.

1. Невротический тип. Характеризуется более благоприятным развитием. Декомпенсация состояния происходит под влиянием неблагоприятных самотических или психогенных факторов.

А – Астенический вариант. Развивается чаще у слепых от рождения. Они меньше переживают сам факт слепоты, но у них отмечается быстрая утомляемость при физической или умственной работе. Легко раздражаются, настроение пониженное; часто беспокоят головные боли, нарушение сна. Для компенсации создают щадящий режим работы и отдыха.

Б – тревожно-мнительный. Слепота чаще возникает в рвннем детстве (до 3 лет). Отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, обостренным чувством ответственности. В пубертатном возрасте начинают болезненно воспринимать свою физическую недостаточность. Свойственны страхи, повышенная тревожность. Настроение значительно зависит от внешних факторов, быстро снижается настроение, работоспособность.

В – истерический вариант. Обычно в детстве имели остаточное зрение нарушения, которого постепенно прогрессировали и к 16-20 годам наступала слепота. С раннего детского возраста отмечалась своеобразная инфантильность, капризность, наклонность к истерическим реакциям. В школьном возрасте присоединялись фантазирование, демонстративное поведение, вегетативно-сосудистые реакции. Декомпенсация усилилась к юношескому возрасту, 18-20 годам, когда появлялась театральность, эгоцентричность, стремление вызвать сочувствие. Эмоционально устойчивы, ранимы.

Г – ипохондрический вариант. Максимальная декомпенсация развивается к 20-30 годам на фоне обострения различных заболеваний. Характерна астеничность, повышенная утомляемость, жалобы на мышечные ощущения в теле, в разных органах; страх многочисленных болезней.

2. Аутистический тип. Наблюдается отягощенность различными невропсихическими заболеваниями (неврозы, церебро-органическая патология, алкоголизм родителей, неблагоприятная семья и т.д.). Склонность к замкнутости, повышенной ранимости; застенчивые, робкие, глубоко переживают свой дефект. В пубертатном кризисе возникают идеи собственной неполноценности. Настроение снижено, возникает эмоциональная холодность, или недоброжелательность к людям. Могут возникать бредовые идеи.

3. Возбудимый тип. С раннего детства явления церебро-органической недостаточности, частые головные боли; в анамнезе обычно неблагоприятные роды с осложнениями. Склонны к повышенной раздражительности, агрессивности. К пубертатному кризису возникает вязкость мышления, педантичность, резкие колебания настроения. Рано бросают учебу в школе, начинают работать, но на работе отличаются повышенной конфликтностью, раздражительностью. Склонны к алкоголизму, девиантному поведению.

Четкое разграничение типов патохарактерологического развития, знание эмоционально-личностных особенностей, поможет специальному психологу осуществлять индивидуальный подход в своей работе, подобрать правильную коррекционную работу и быстро установить положитеьную атмосферу во время занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: