Роль данного вопроса очень велика. Сейчас очень много незрячих и слабовидящих детей. Знание эмоционально-личностных особенностей и четкое дифференцирование типов патохарактерологического развития, необходимо в работе специального психолога.
Данным вопросом занимались многие ученые:А.Г.Литвак, Т.Геллер, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева.
Эмоционально-личностные особенности незрячих и слабовидящих детей
Личность слепого в первую очередь зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок – это особая личность, поэтому между ним и родителями с первых дней жизни устанавливается определенная эмоциональная напряженность, связанная у части родителей с чувством вины и депрессионным настроением. Это вызывает изоляцию ребенка, некое отдаление его от родителей.
Слепой ребенок формирует, необычное отношение к себе: в нем или видят больного ребенка, требующего постоянной заботы, или окружают удвоенной заботой. И то и другое вызывают безразличие к людям, своему будущему, апатию, утрату интереса к деятельности.
Недостаточность зрения ведет к малоподвижному образу жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, отличающимися от окружающий людей. Они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессионое состояние.
Стремление компенсировать имеющийся дефект вызывает желание добиться равенства со зрячими. Это обуславливает формирование тщеславия, повышенной обидчивости, скрытности. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением.