суточная динамика работоспособности во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменением внешней среды) и эндогенных (ритм сердцебиения, дыхания, кровяного давления, умственная и физическая активность, глубина сна и др.).
Эндогенные биологические ритмы называют биологическими часами. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологической ритмике.
Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Так, к началу дня усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, тонус мышечной системы, возбудимость нервной системы и т.д. И чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом тонуса жизненно важных функций организма, тем продуктивнее выполняется учебный труд, повышается выносливость организма, снижается утомляемость, улучшается самочувствие. То же самое имеет место по отношению ко сну. Если к началу ночи функции организма снижают свою интенсивность, возбудимость нервной системы падает, и преобладают процессы торможения, сон отличается большой глубиной и эффективностью.
Для умственной работоспособности студентов изменения, приведенные выше, наблюдаются не всегда. Это обусловлено, во-первых, тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.), сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями; в-третьих, сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса.
Есть студенты с устойчивей стереотипностью и последовательностью изменения работос 69 ности («ритмики») и студенты с неустойчивой их последоьатсльностью («аритмии»).
В зависимости от времени подъема работоспособности первые подразделяются на «jq ние» и «вечерние» типы. Студенты, отнесенные к утреннс _ пу, так называемые «жаворонки», встают рано, с утра бодры, наиболее работоспособны с 9-10 до 14 часов. Они наиболее адаптированы к существующему режиму обучения, их биологический ритм практически совпадает с учебным ритмом дневного вуза.
Студенты вечернего типа, или «совы», наиболее работоспособны с 18-20 до 24 часов. В первую половину дня их работоспособность снижена, они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются. Эти студенты (дневных вузов) находятся в менее благоприятных условиях обучения.
Возможно условное распределение студентов для анализа изменений работоспособности и по другим признакам, характеризующим типологию свойств нервной системы. Все это необходимо для учета особенностей организации самостоятельной работы, быта и отдыха студентов.
Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность достигает оптимальных величин. В дальнейшем вследствие наступления утомления работоспособность постепенно снижается.
В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.
Работоспособность в начале учебной недели бывает несколько понижена (период врабатывания), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности; в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.
Однако подобная классическая работоспособность может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения (коллоквиум, контрольная работа, зачет по спец. предмету) в начале учебной 71 и. Большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоцио].ши переживаниями в первые три дня недели, вызвали значительное снижение работоспособности. Последовавшие за этим обычные нагрузки, контрастные и легкие по отношению к первым, эффективно стимулировали восстановление работоспособности с появлением в конце недели фазы суперкомпенсации.
При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс «врабатывания» затягивается до 3-3,5 недели, затем наступает период "стабилизации" работоспособности на протяжении 2-2,5 месяца. С началом зачетной сессии, когда на фоне продолжающихся учебных занятий
студенты ведут подготовку к зачетам и ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным отдыхом (спортивные мероприятия), наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели.
Дальнейшие изменения работоспособности сходны с отмеченными в первом полугодии, однако в целом ее уровень несколько ниже, снижение наступает раньше, еще до начала зачетной сессии; в период экзаменов градиент работоспособности выражен резче, чем в первом полугодии.
Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменения умственной работоспособности характеризуются последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности средствами физической культуры и спорта.