В работе <Восстание масс> сформулировал получившую широкую известность теорию массового общества. Облик и склад любой новой исторической эпохи, любого нового общества — всегда следствие сдвига: или внутреннего - духовного, или внешнего - структурного. В рамках этого подхода он выявляет и структурные, и духовные причины становления массового общества. В концепции можно выделить 3 направления: общий диагноз эпохи, концепция социального характера и концепция кризиса государства.
Эпоха масс - это эпоха гигантомании - в архитектуре, в многотысячных общественных и политических мероприятиях, в господстве вкуса ко всему крупномасштабному. Крупномасштабными стали условия жизни, они приобрели планетарные размеры. Жизнь рядового человека вмещает события, происходящие на всей планете, <простой смертный привычно обживает весь мир>, все пространство. Мир вырос и во времени. Культ скорости, культ движения, культ самолетов и автомобилей.
В мире всего стало больше: возможности выбора, самопроявления, потребления.
|
|
Массы достигли такого высокого уровня, которым раньше обладали только немногие. Широкое использование техники, которой раньше могли пользоваться лишь специалисты. Массы вышли из повиновения, они не подчиняются большинству, а вытесняют и замещают его. «Солистов больше нет, один хор».
Мы живем в эпоху уравнивания: уравниваются богатства, культура, слабый и сильный пол, уравниваются континенты. Приоритет человека без примет и отличий превратился из общей идеи или правового идеала во всеобщую психологическую установку.
Ортега называет следующие обстоятельства становления массового общества (их основа: либеральная демократия, { экспериментальная наука + промышленность } = техника):
1. причины дмографического характера
2. экономические возможности, материальная обеспеченность как средних, так и низших слоев серьезно возросли.
3. социальный порядок и ощущение гарантированности социального существования
Психологический портрет сегодняшнего массового человека составляют две черты - беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры, с одной стороны, и врожденная неблагодарность ко всему, что облегчает ему жизнь. Инфантилизм - это основное качество социального характера и всей культуры массового общества.
Новый мир не ставит запретов перед человеком. Тип социального характера: инфантильное отрицание старой цивилизации.
Наблюдающийся упадок духа массового человека происходит от ощущения избыточной силы, которая натыкается на роковую, ограничивающую эту силу стену, политические границы современных государств.