Теория массового общества Х. Ортеги-и-Гассета

В работе <Восстание масс> сформулировал получившую широкую известность теорию массового общества. Облик и склад любой новой исторической эпохи, любого нового общества — всегда следствие сдвига: или внутреннего - духовного, или внешнего - структурного. В рамках этого подхода он выявляет и структурные, и духовные причины становления массового общества. В концепции можно выделить 3 направления: общий диагноз эпохи, концепция социального характера и концепция кризиса государства.

Эпоха масс - это эпоха гигантомании - в архитектуре, в многотысячных общественных и политических мероприятиях, в господстве вкуса ко всему крупномасштабному. Крупномасштабными стали условия жизни, они приобрели планетарные размеры. Жизнь рядового человека вмещает события, происходящие на всей планете, <простой смертный привычно обживает весь мир>, все пространство. Мир вырос и во времени. Культ скорости, культ движения, культ самолетов и автомобилей.

В мире всего стало больше: возможности выбора, самопроявления, потребления.

Массы достигли такого высокого уровня, которым раньше обладали только немногие. Широкое использование техники, которой раньше могли пользоваться лишь специалисты. Массы вышли из повиновения, они не подчиняются большинству, а вытесняют и замещают его. «Солистов больше нет, один хор».

Мы живем в эпоху уравнивания: уравниваются богатства, культура, слабый и сильный пол, уравниваются континенты. Приоритет человека без примет и отличий превратился из общей идеи или правового идеала во всеобщую психологическую установку.

Ортега называет следующие обстоятельства становления массового общества (их основа: либеральная демократия, { экспериментальная наука + промышленность } = техника):

1. причины дмографического характера

2. экономические возможности, материальная обеспеченность как средних, так и низших слоев серьезно возросли.

3. социальный порядок и ощущение гарантированности социального существования

Психологический портрет сегодняшнего массового человека составляют две черты - беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры, с одной стороны, и врожденная неблагодарность ко всему, что облегчает ему жизнь. Инфантилизм - это основное качество социального характера и всей культуры массового общества.

Новый мир не ставит запретов перед человеком. Тип социального характера: инфантильное отрицание старой цивилизации.

Наблюдающийся упадок духа массового человека происходит от ощущения избыточной силы, которая натыкается на роковую, ограничивающую эту силу стену, политические границы современных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: