<Трактат о социологии> (1968), <Альтернативная социология> (1972), <Последний урок: Критика современной социологии> (1999). Для понимания его теории современного общества наиболее значимыми являются его работа <Миф о неизбежном прогрессе> (1985) и работа <Пять сценариев для 2000 года> (1986).
Базисный тезис для понимания современности, по Ферраротти, состоит в том, что <антропоцентризм прекратил свое существование. Ограниченность схем рационалистического прогрессизма очевидна для всех. Все большую значимость приобретает новый социально ориентированный индивидуализм>.
Подход Ф. Ферраротти к современному информационному обществу во многом определяется его критикой культуры, фактически осуществляемой в русле критической социальной философии франкфуртской школы. Его теория информационного общества состоит из двух частей: 1) теоретического описания наличного социального состояния и 2) из проективных моделей общества, возникновение которых возможно при условии возобладания какой-либо из наличных тенденций развития.
|
|
Ф. Ферраротти рассматривает организационные отношения как первичные в информационном обществе. Основной формой социальной организации в информационном обществе для Ф. Ферраротти выступает корпорация. Технократическая корпорация агрессивно устанавливает свою власть. Основу такого функционирования составляет социальная информация. < Социальная информация - это такая информация, которая охватывает все политические и социально значимые темы, относящиеся к взаимодействию граждан и институтов. В этом смысле вполне правомерно утверждать, что социальная информация относится и входит в само понятие власти>. Тот, кто контролирует систему социальных коммуникаций, тот осуществляет власть и влияние.
Прямым следствием такого процесса является возникновение новых форм эксплуатации, а также манипулирование посредством внушения нереальных надежд и потребностей, создание потребителя.
Быть отчужденным для индивида или группы означает не только оказаться <на краю>, быть подконтрольным или лишенным влияния. Быть отчужденным предполагает также потерю личностной идентичности и сведение своей личности к набору ролей в системе обмена и организации.
Главный социальный конфликт информационного общества касается всего общества, а не каких-то его сегментов — борьба за право самоопределения человека перед лицом глобальных социальных структур, как самозащита, как защита своего я и своей идентичности.
Политическая власть должна быть коллективной функцией.
<Участие народа> в принятии социальных и политических решений является необходимым императивом в рамках информационного общества. В теории Ферраротти этот императив увязывается с его концепцией <конца автоматического прогресса> и критикой технократической идеологии.
|
|
Современные информационные общества демонстрируют несовместимость информационной природы общества и основных положений идеологии Просвещения. Налицо исчерпанность технократической идеологии, <конец> автоматического прогресса и <конец индивида>. Техника не может решить проблемы современной эпохи в целом и становящегося общества. Она является всего лишь символом западной цивилизации. Она может предложить средства, но не может выработать цели.
Феррароти говорит о том, что в развитии существует и третий путь. Прогресс и цивилизация не осуществляются автоматически, но являются человеческим предприятием, которое открыто для отступления, не имеет гарантий от повторений, неудач, страха и неопределенности.
Ферраротти рассматривает пять возможных сценариев будущего развития.
1. Общество-муравейник.
2. Полицентрическое общество.
3. Дифференцированный гигантизм.
4. Корпоративное общество.
5. Общество <новой оральности>, или <новой устной культуры>.
<Дух времени> конца XX в. выражается, по мнению Ферраротти, в следующих тенденциях:
- Мы живем и наблюдаем кризис индивида, сформированного идеями и принципами Просвещения со всеми присущими ему предрассудками.
- Вместо того, чтобы быть фиксированным качеством или субстанцией, рациональность становится блуждающим явлением.
- Генерализованные технические процессы становятся безличными и анонимными. Налицо кризис ответственности.
- Технические средства и инструментальная рациональность достигают такого уровня совершенства и самообоснования, что выходят из-под эффективного социального контроля и лишают демократического содержания политическую жизнь.
- Большинство из известных ныне идеологий, выработанных еще в XIX в., находится в кризисе.
- Общество находится в стагнации.
Современное общество есть внутренне противоречивая реальность. Внутренняя напряженность и несбалансированность его подсистем выступает объективным основанием того, что общество не может постигаться в рамках единой логики.