Сущность вообще с точки зрения философии – совокупность всех необходимых внутренних сторон и связей объектов, взятых в их естественной взаимозависимости. Те стороны, без которых объект существовать не может, называются внутренними.
Диалектико-материалистический подход: сущность Г – главные, основные стороны управления внешними проявлениями объекта. Также ее можно определить и как то, что наиболее устойчиво и стабильно в объекте, но, несмотря на это сущность может развиваться, так как развивается сам объект. Познать сущность объекта, значит выявить те противоположные стороны, которые он содержит.
Традиционно сущность Г связывают с тем, чьи интересы оно выражает, его социальной направленностью. Среди различных подходов к сущности Г наиболее распространенными можно считать:
Теологический (сущность Г есть выражение божественной воли, его содержание зависит от религиозных конфессий, хотя большинство представлений совпадают: власть от Бога дана правителю, она вечна, все решения беспрекословно выполняются, правомерно насилие).
Классовый подход (сущность Г усматривается в том, что оно всегда выражает интересы экономически и политически господствующего класса).
Общесоциальный (противоположность классовому подходу: Г - выразитель общих интересов, всех социальных групп, любого отдельного индивида).
Расовый (национальный) (Г - выразитель интересов той или иной нации (расы), которой позволяется в приоритетном порядке решать все ее вопросы).
Диалектико-материалистический (Г – феномен противоречивый и не может быть сведен к одной из сторон своего содержания. В сущности, любое Г (в независимости от этапа развития, исторического периода) всегда представляет две противоположных конкурирующих между собой, но не отделимых друг от друга групп интересов. Доминируют интересы господствующих групп населения. С другой стороны в Г всегда присутствуют интересы обще-социальные (общие для всех групп населения). То есть результат взаимодействия групповых и обще-социальных интересов в деятельности Г - сущность Г. Так как Г развивается, то результат неодинаков и зависит от конкретных исторических условий, в которых существует (конкурируют) Г). Этот подход является наиболее адекватным, по мнению многих ученых.