Тема 6.3. Вооруженные силы РФ – основа обороны РФ

Изучаемые вопросы:
1. Правовые основы обороны страны.
2. Назначение и задачи Вооруженных Сил РФ.
3. Организационная структура вооруженных сил России

1. Правовые основы обороны страны.
Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается на Конституции России и включает в себя Закон РФ «Об обороне», а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью, воинской обязанностью и воинской службой, оборонным бюджетом, гражданской обороной, мобилизацией.
Наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военном строительстве определены в основном законе - Конституции РФ. В ее нормах закреплена обязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 3).
В ст. 59 Конституции РФ установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п. 2 этой статьи подчеркивается, что гражданин несет службу в соответствии с федеральным законом.
На основании данных положений Конституции разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются задачи государственных органов, регламентируются общественные отношения по вопросам обороны и военного строительства (эти документы объединяются понятием «оборонное законодательство», «пакет военных законов»).
Базовым правовым актом, на основе которого разработано и принято все военное законодательство, является Закон РФ «Об обороне». Он определяет основы и организацию обороны страны, полномочия и функции органов государственной власти, субъектов Федерации, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны. Под обороной данный федеральный закон понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются также Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска РФ, Войска гражданской обороны. Федеральный закон «Об обороне» определяет задачи, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вооруженные Силы России предназначены:
· для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации;
· для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России;
· для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Часть вооруженных сил может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под командованием в соответствии с международными договорами.
Федеральным законом «Об обороне» определены:
· основы руководства и управления вооруженными силами;
· понятия и порядок введения состояния войны, военного положения, мобилизации.
Правовую основу обороны страны составляет также ряд других законов, основными из которых являются:
· Федеральный закон «О статусе военнослужащих», определяющий в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
· Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
· Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан РФ в этой области.
Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и директивами министра обороны РФ.
Непосредственная регламентация жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации содержится в общевоинских уставах, имеющих силу закона, а также в специальных уставах и наставлениях и иных правовых документах.

2. Назначение и задачи Вооруженных Сил РФ.
Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» подписан Президентом РФ 7 мая 1992 г.
Вооруженные Силы России предназначены для защиты государства от нападений извне, а также совместно с другими войсками обеспечивают недопущение противоправной деятельности организаций, нацеленной на дестабилизацию обстановки в стране.
Российская Федерация считает правомерным применение вооруженных сил и других войск для отражения и пресечения агрессии против Российской Федерации и ее союзников. Вооруженные силы и другие войска могут применяться также для локализации и нейтрализации антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающего суверенитету, территориальной целостности и государственному единству Российской Федерации, выполнения задач при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и международными обязательствами.
Цели применения вооруженных сил и других войск
· В обычной мировой (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств). Для защиты независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражения и, пресечения агрессии, нанесения поражения агрессору, принуждения его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.
· В ядерной войне, если не удалось сдержать агрессора. Для предотвращения эскалации обычной мировой или региональной войны: гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки.
Российская Федерация рассматривает ядерное оружие как единственный фактор сдерживания от агрессии, обеспечения военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира.
Российская Федерация не применит ядерное оружие против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае вторжения или любого другого нападения на РФ, ее территорию, ее вооруженные силы или другие войска, ее союзников, или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемые или поддерживаемые таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.
Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на широкомасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
· В локальных войнах и в вооруженных конфликтах. Для локализации очага напряженности, нейтрализации агрессора на возможно более ранней стадии, предотвращения эскалации военных действий, создания предпосылок для прекращения войны (принуждения к ее прекращению), урегулирования конфликта на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.
· Во внутренних вооруженных конфликтах. Для разгрома и ликвидации незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности и стабильности, оказания необходимой помощи населению и создания условий для полномасштабного урегулирования на основе Конституции РФ и действующего законодательства Российской Федерации.
Основные формы применения вооруженных сил и других войск:
а) стратегические операции, операции и боевые действия - в мировой и региональных войнах;
б) операции и боевые действия - в локальных войнах и вооруженных конфликтах;
в) операции по поддержанию мира.
Задачи вооруженных сил и других войск
По обеспечению военной безопасности:
· эффективное и твердое руководство штабами и войсками (силами);
· своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и ее союзников;
· поддержание состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, средств и сил, обеспечивающих и функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
· поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения в мирное время на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
· содержание вооружения и военной (специальной) техники и запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
· выполнение задач боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами;
· полное и качественное выполнение планов и программ оперативной, боевой и Мобилизационной подготовки, воспитания войск (сил);
· обеспечение готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение;
· охрана государственной границы;
· создание и поддержание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации в территориальном море и исключительной экономической зоне, а также в удаленных районах Мирового океана;
· охрана важных государственных объектов;
· предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
· организация гражданской и территориальной обороны;
· обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;
· обеспечение информационной безопасности.
По отражению вооруженного нападения (агрессии), частичное или полное стратегическое развертывание:
· введение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;
· поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;
· локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
· поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
· защита населения, объектов экономики инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
· выполнение союзнических обязательств.
Во внутренних вооруженных конфликтах:
· разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
· восстановление законности и правопорядка;
· обеспечение общественной безопасности и стабильности;
· поддержание правового режима чрезвычайного положения в районах конфликта;
· локализация и блокирование района конфликта;
· пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
· проведение мероприятий по разоружению (изъятию оружия) населения в районах конфликта;
· усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта.
Силы и средства вооруженных сил и других войск Российской Федерации могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти и местного самоуправления, населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Для решения стоящих перед ВС и другими войсками задач создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации, а также за пределами ее территории в составе совместных или российских группировок и отдельных баз (объектов).

3. Организационная структура вооруженных сил России
Вооруженные силы состоят из:
· центральных органов военного управления;
· объединений;
· соединений;
· воинских частей;
· подразделений;
· учреждений (предприятий, организаций);
· тыла;
· войск, не входящих в виды и рода Вооруженных Сил России.
Органы управления предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие постоянной временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертываются пункты управления.
Объединения - это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего состава, а также частей и учреждений (например, территориальные общевойсковые объединения - военные округа; оперативные объединения - армии, флотилии).
Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, а также частей и подразделений обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования.
Воинская часть - это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах ВС РФ. К воинским частям относятся все полки, корабли I, II, III рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое знамя, а кораблям ВМФ - Военно-морской флаг.
К учреждениям МО РФ относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности ВС, как дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, военно-медицинские учреждения, санатории, дома отдыха, турбазы и т.п.
К военно-учебным заведениям относятся: военные академии, университеты, институты, Суворовские и Нахимовское военные училища, кадетские корпуса, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава (см. табл.).
В основе деления вооруженных сил на виды лежит главным образом специфика их стратегического использования, способность вести боевые действия в определенной сфере (на суше, на море, в воздухе), возможность самостоятельно решать стратегические и крупные оперативные задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: