Современная экономическая и политическая ситуация в мире обостряется с каждым днем. Она сопровождается замедлением экономического роста, обострением кризиса в еврозоне, дефицитом бюджетов, ухудшением условий для ведения бизнеса, высоким уровнем безработицы и увеличением пропасти между богатыми и бедными жителями планеты. Динамичное обострение экономической ситуации, неуверенность в финансовой стабильности в будущем и многие другие факторы оказывают огромное влияние на развитие страхового рынка в Казахстане.
На сегодняшний день, страхование играет очень важную роль. Постоянное обострение экономической ситуации на рынке требуют создания эффективной системы защиты населения, бизнеса и государства в целом, именно поэтому сейчас наблюдается стремительное развитие страхового рынка и нарастающий интерес к нему. Однако главной проблемой остается нацеленность казахстанского страхового бизнеса в основном, на обязательное страхование. Именно поэтому, сегодня, в числе приоритетных направлений должно стать развитие добровольных видов страхования и улучшение клиентского обслуживания.
Однако обществом до сих пор не достигнуто полное понимание необходимости использования страховых услуг. С экономической и социальной точки зрения, страхование по сути является способом финансовой защиты своего здоровья, жизни и имущества. Современное общество не выработало иных средств защиты, которые смогли бы гарантировать возмещение внезапных потерь, поэтому страхование является практически единственным способом решения вышеназванных проблем. Как элемент экономики, страхование- является важнейшим институтом, существовавшим в разных экономических формациях, однако наиболее полное отражение он находит в условиях рынка. Страхование призвано удовлетворить одну из самых насущных, фундаментальных потребностей человека – потребность в безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Именно поэтому, таким важным фактором и толчком к развитию построения устойчивой страховой системы, подходящей по всем параметрам для современного общества является - маркетинг. Популярность использования и внедрения маркетинговых бизнес-процессов неуклонно растет.
Научно-практическая значимость, актуальность вопроса развития рынка страхования, недостаточная разработанность вопросов организации страховой деятельности предопределили выбор сферы прохождения преддипломной практики, а огромный опыт работы и нарастающие темпы развития - выбор компании – АО «СК «Коммеск-өмір». На становление и укрепление позиций в сфере страхования огромное влияние оказывает маркетинг. Развитие страхового сектора во многом зависит от доверия населения, которое в республике находится на низком уровне, кроме того, в Казахстане высока доля людей с низкими доходами, что также играет немаловажную роль. Поэтому внедрение системы маркетинга в сферу страхования неизбежно, а ее значимость неминуемо растет. В связи с чем, представленная тема дипломной работы является актуальной. Уже сейчас, многие страховые компании пришли к пониманию необходимости внедрения и использования инструментов маркетинга для более успешного ведения своего бизнеса.
Страхование на сегодняшний день является одним из важнейших элементов планомерного развития экономических отношений и выступает наиболее эффективным способом возмещения ущерба. На сегодняшний день в прямой зависимости находятся понятия «риск» и «страхование», объединяясь в неразрывно связанное звено. Страхование в основном необходимо по причине неопределенности развития экономической и политической ситуации. Фирмы, с точки зрения стратегического развития, стремятся максимально оградить себя от денежных затрат и финансовых потерь, поскольку основной их целью является максимизация прибыли и усиление собственного влияния на отечественном и зарубежном рынках товаров и услуг, заключив выгодную страховую сделку, компания может в кризисной ситуации при абсолютно непредвиденных рисках выжить. Люди (домашние хозяйства) удовлетворяют потребность в сохранении и приумножении денежных средств. Роль страхования на сегодняшний день достаточно велика: оно гарантирует обеспечение непрерывности и устойчивости общественного воспроизводства. Поэтому становление и развитие конкурентоспособного бизнеса, мощного рынка и предпринимательства в любой стране подразумевает наличие рынка страховых услуг. Одним из наиболее эффективных способов развития рынка страховых услуг, является применение методов и инструментов маркетинга. Возможности использования элементов маркетинга очень велики, так как он представляет собой новую стремительно развивающуюся стратегию формирования и ведения бизнеса. Применяя инструменты маркетинга в производственной деятельности своей компании, фирма может значительно укрепить свои позиции в глазах конкурентов, улучшить финансово-экономические отношения на местном рынке и проложить себе дорогу на мировой финансовый рынок. Расширение использования маркетинга является одним из наиболее перспективных направлений развития казахстанского страхования в ближайшем будущем.Целями страхового маркетинга являются формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы страховой компании, а также расширение объемов предоставляемых услуг, рыночной доли и прибылей. Предлагать клиенту то, что реализуется, не пытаться навязывать что-то иное – основа маркетингового подхода в управлении деятельностью страховой компании.
Процесс маркетинга любой страховой компании казахстанского рынка сейчас сводится к двум основополагающим функциям: формирование спроса на услуги страхования и своевременное его удовлетворение. Первая функция основывается на мероприятиях по привлечению потенциальных клиентов, разъяснению что такое страхование, как его использовать в повседневной жизни и когда оно может пригодиться. Эта функция реализуется через комплекс маркетинговых коммуникаций. Успешное использование этой функции прокладывает дорогу к лояльности клиента. Эта функция позволяет сформировать и удержать рынок в необходимых компании рамках.
Вторая функция маркетинга предполагает удовлетворение сформированных потребностей на услуги страхования. Успешная ее реализация является залогом нового спроса на страховые услуги. Важную роль здесь играет обслуживание клиентов, своевременное и полное удовлетворение их потребностей. Особенная эта функция применима в рамках обязательных видов страхования, т.к. ничем другим, кроме как, высокого уровня сервиса и хорошей репутации компания апеллировать не может.
Сложившаяся ситуация вынуждает страховщиков формировать долгосрочную стратегию развития компании по всем направлениям, в том числе и в направлении маркетинга. Чтобы не просто выжить, а доказать, что компания во многом превосходит своих конкурентов необходимо вводить в практику новые виды обслуживания и бороться за каждого клиента. Этим обстоятельством и объясняется необходимость применения маркетинга в своей деятельности.
Целью данного исследования является изучение особенностей функционирования и развития маркетинга страховых услуг в Республике Казахстан и разработка рекомендаций по формированию стратегии развития АО «СК «Коммеск-Өмір» на принципах маркетинга.
Согласно поставленной цели, были определены следующие задачи:
- изучить особенности использования маркетинга в сфере страхования;
- рассмотреть организацию страхового рынка и разработанную на нем классификацию услуг страхования;
- провести анализ деятельности АО «СК «Коммеск-Өмір, работающей на рынке страховых услуг Республики Казахстан;
- определить стратегию развития маркетинговой деятельности компании АО «СК «Коммеск-Өмір на перспективу.
Объектом исследования выбрана Страховая компания АО «СК «Коммеск-Өмір, специализирующаяся на оказании страховых услуг по отрасли»общее страхование» физическим и юридическим лицам.
Предмет исследования - маркетинговая деятельность Страховой компании АО «СК «Коммеск-Өмір, поиск форм и методов применения маркетинга на фирме.
Научная новизна работы дипломной работы заключается в том, что при изучении деятельности компании АО «СК «Коммеск-Өмір и формировании определенных рекомендаций были использованы последние разработки и учтены последние тенденции в системе маркетинга страховых услуг.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга в деятельности страховой компании, улучшению форм и методов маркетингового анализа для страховых компаний. Отдельные положения и рекомендации могут быть использованы в деятельности компании АО «СК «Коммеск-Өмір с целью улучшения основных показателей и повышения эффективности.
Теоретической основой дипломной работы явилась законодательная база, учебные пособия, монографии как отечественных, так и зарубежных авторов в области экономики, маркетинга и менеджмента, мнения экспертов а также аналитические обзоры о рынке.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты страхования, классификация страховых услуг, а также применение маркетинга в деятельности страховых организаций.
Во второй главе представлен обзор рынка страховых услуг в Республике Казахстан, рассмотрена деятельность АО «СК «Коммеск-Өмір на данном рынке и основные направления использование комплекса маркетинга в ее деятельности.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию комплекса маркетинга и внедрению системы CRM в деятельность АО «СК «Коммеск-Өмір.