Индивидуальная психология (А.Адлер)

После окончания Венского Университета А. Адлер (1870 – 1937) начал свою практику в начале в качестве глазного врача, но скоро основным направлением его работы становится психиатрия. Встретившись с большими трудностями в лечении неврозов, А. Адлер обратил внимание на новый подход З. Фрейда, в частности, высоко оценил его «Толкование сновидений». Эта книга подверглась резкой критике, особенно утверждение о сексуальной этиологии неврозов. А. Адлер выступил в печати в защиту З. Фрейда.
З. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил А. Адлеру вступить в психоаналитический кружок (1902). Однако между ними начались глубокие теоретические разногласия, главным из которых было отрицание
А. Адлером сексуальной этиологии неврозов и крайней биологизации человеческой концепции. Конфликт разрешился разрывом и отходом
А. Адлера (1911), и образованием собственной концепции.

По А. Адлеру не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект являются движущими силами развития личности. Чувство неполноценности уравновешивается стремлением к превосходству, к власти над окружающей средой, (к совершенству). Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка цели, которая вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую А. Адлер называет «стилем жизни». Он складывается уже к 4 – 5 годам. Стиль жизни – продукт творчества и отражает его уникальность и неповторимость. Формирование стиля во многом зависит от ситуации семейной жизни, особенно от материи, которая вводит ребенка в мир. Индивидуализм не может развиваться вне общества, человек – социален. Социальное чувство или социальный интерес развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности (работа); в социальных контактах с другими людьми (дружба); в любви и браке.

Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех задач и получает отклоняющееся от нормы невротическое развитие. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

Чувство неполноценности и его анализ в индивидуальной психологии А. Адлера

Существуют 3 группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве.

Наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Преодоление этих недостатков возможно: для этого необходимо изменить отношение к дефекту и овладеть приемами, необходимыми для работы (музыкант с плохим слухом, художник с плохим зрением).

Неправильное воспитание (гиперопека), результатом которого являются угнетенные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми.

Неправильное воспитание (гипоопека) – результат: бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.

Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка чувство неполноценности. С точки зрения А. Адлера, воспитание у детей упорства и самостоятельности, отсутствие бессмысленного унижения, насмешек, наказаний способствуют укреплению у человека веры в свои силы.

Согласно А. Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Подчеркивание А. Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (Х. ХАРТМАНН, А. ФРЕЙД, Э. ЭРИКСОН).

Эго-Психология – направление в психоаналитической теории, развитие которого, как считалось, началось с работы З. Фрейда «Я и Оно» (1923) и книги А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» (1936). В какой-то степени – это теория, конкурирующая с теорией влечений и теорией объектных отношений, хотя существует другая точка зрения, определяющая Эго-психологию как интегрирующую концепцию. Определение: Эго-психология – совокупность всех теоретических и клинических разработок в психоанализе, опирающаяся на понимание развития, структуры, роли, функций и места Эго в психической жизни человека. В связи с развитием этого направления можно назвать имена: З. Фрейда, А. Фрейд, Х. Хартманна, Э. Криса, Э. Якобсон, Р. Шпица, М. Малер, Э. Эриксона, Дж. Боулби, Г. Аммона.

В отличие от классического психоанализа, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии - А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. В центре исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана (Хартманна) и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я - рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное - за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития - от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОФРЕЙДИЗМА. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ В КОНЦЕПЦИЯХ В. РАЙХА, Э. ФРОММА, К. ХОРНИ, Ж. ЛАКАНА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: