Социальный бихевиоризм (Бандура)

психолог А. Бандура сформулировал собственную теорию социального научения, согласно которойлюди способны к самостоятельному мышлению и саморегуляции, а собственно научение поведению происходит посредством наблюдения за другими людьми. В соответствии с теорией научения поведение человека осуществляется на основе трех регуляторных систем: предшествующих стимулов, обратной связи, поступающей от реакции на стимулы, и когнитивных процессов. Особое внимание он уделял таким сигналам, как поведение других людей. В качестве подкреплений в межличностных отношениях выступают внимание, отвержение, одобрение или выговор, а индивиды «склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста - человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими». Кроме того, на поведение человека производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе.

А. Бандурой также были проведены серьёзные исследования такого понятия, как эффективность личности,которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы. Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии и готовы справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Причём, они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах. А люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит. Также, люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Таким образом, теория научения А. Бандуры базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия на основе детального анализа поведения индивида в группе. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно А. Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения.

ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА КАК ТЕОРИЯ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.

Зигмунд Фрейд и психоанализ

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ З. Фрейда

Психоанализ З. Фрейда(1856 – 1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого – начала ХХ столетия и сопровождался следующими социально – политическими особенностями:

· крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни;

· соперничество политических сил либералов и консервантов и поражение либерализма;

· расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений.

Экономические потрясения (кризисы) порождают пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. Поэтому в конце ХIХ в. появляется интерес к бессознательному в широких сферах общественной жизни (в философии, художественном творчестве). Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психологических процессов признавалось, что «Я – не хозяин в собственном доме», были исторически обусловлены.

Создание психоанализа и его методы

Психоанализ возник в начале 90-х г. ХIХ в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. З. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881) работал практикующим врачом в Вене. Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов
Ж. Шарко и М. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями способствовали такому пониманию этиологии неврозов, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895).

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в области бессознательных переживаний». Решающим моментом в столкновении оригинальной теории З. Фрейда был отход от гипноза как средства (единственного) проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих случаях он оставался бессильным и даже вредным. З. Фрейд разрабатывает свои методы: толкование сновидений; свободно всплывающих ассоциаций; малых и больших психологических симптомов (проявлений); двигательных расстройств, оговорок, забываний. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала З. Фрейд и назвал психоанализом. Психоанализ – новая форма терапии и метод исследования. Ядро (предмет) психоанализа – учение о бессознательном.

РАННИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ФРЕЙДИЗМА (К. Г. ЮНГ, А. АДЛЕР, О. РАНК).

Книга К. Юнга «Психология бессознательного». Критика З. Фрейда

Карл Юнг (1875 – 1961) после окончания медицинского университета работал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского университета под руководством Э. Блейлера.

По К. Юнгу, либидо – психологическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет размер формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность – есть только одна из этих форм. В 1914 г. К. Юнг разрывает с психоанализом, признавая работы
З. Фрейда лучшими, хотя и верными на половину.

Основы аналитической психологии К. Юнга

Собственную концепцию К. Юнг назвал аналитической психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательности и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное он развивает учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное – поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы. Оно зависит от личной истории индивида. Коллективное бессознательное – сверхличная бессознательная психика, включает инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Инстинкт и архетипы выступают результатами жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип – обуславливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы – это некоторые прообразы: Персона, Тень, Анима, Анимус, Мудрый Старец.

Процесс становления личности К. Юнг назвал индивидуацией. Ее цель – становление самости, которое психологически обозначает объединение, уравновешивание сознательного и бессознательного.

В труде «Психологические типы» (1921 г.) К. Юнг различает две базисные установки: интроверсию и экстраверсию и 4 функции психики – мышление, чувство, ощущения, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической дискуссией дает 8 типов индивидуальности. Эти взгляды породили большую литературу, получили дальнейшее развитие в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: